Пути предупреждения наркомании

Пути предупреждения наркомании
Пути предупреждения наркомании

В Украине на современном этапе проблема борьбы с наркоманией вступает государственной важности. Создана и действует Национальный координационный совет по борьбе с наркоманией при Кабинете Министров Украины.
В 1992 г. Украина была принята в Интерпол. Принимая активное участие в деятельности многих международных организаций, которые ведут борьбу с распространением наркотиков, действуя на основании договоренностей с рядом государств, Украина по инициативе которой ООН объявила последнее десятилетие XX в. "Десятилетием борьбы с наркоманией" и активно сотрудничает с мировым сообществом в этом направлении. В частности, это проявляется в разработке ряда межправительственных и межминистерских соглашений, в контактах между отдельными службами милиции (полиции).
Мировое сообщество осуществляет следующие основные направления борьбы с распространением наркотиков:
- Широкую профилактическую деятельность, направленную на то, чтобы предотвратить вовлечение молодежи в употребление наркотиков. С этой целью применяют новейшие достижения медицины, психиатрии, педагогики и т.д., привлекая к этому все сферы общества. Считается, что это направление должно быть приоритетным во всех государствах мира;
- "Силовую" борьбу с наркобизнесом с привлечением специализированных учреждений, военной и специальной техники, специально подготовленных сотрудников, контроль за "отмыванием грязных денег"; захват курьеров с наркотическим багажом (иногда до нескольких тонн) и через них - руководителей наркокартелей. Заметим, что это направление борьбы требует больших усилий со стороны государства и значительных средств;
- "Либерализацию" наркотической проблемы, то есть государство приходит к выводу, что лучший способ борьбы с наркотизацией населения - легальная реализация наркотиков через аптеки или специализированные магазины (речь идет о так называемые легкие наркотики). Это как бы "выбивает" почву наркобизнеса, делает контроль рынка сбыта наркотиков и способствует полному учету наркоманов и их лечению. Однако, как показывает опыт, такая депенализация потребления наркотиков (Голландия, Швеция) не дает желаемых результатов. Так, у наркоманов остается тяга к "тяжелых" наркотиков. При этом наркотическая конъюнктура не улучшается. Кажется, что для Украины такая "либерализация" не приемлема, хотя в Киеве, Одессе и других городах страны в рамках проекта В003 00Н осуществлялись мероприятия, связанные с выдачей наркоманам шприцев, презервативов, дезраствора т.д..
К важнейшим мерам профилактики наркомании относятся организационные, экономические, культурно-воспитательные и правовые.
Относительно организационных мероприятий отметим, что в Украине работает единственный межведомственный банк данных о лицах, причастных к незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, и о фактах изъятия этих средств из незаконного оборота. Этот банк интегрируется в международную систему. Создан также единый реестр больных наркоманией в стране.
В системе МВД Украины функционирует Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, которое имеет подразделения во всех территориальных и транспортных подразделениях МВД Украины.
В 1995 г. по закону было ликвидировано ЛТП для наркоманов в системе МВД Украины, а вместо них в системе здравоохранения создаются специализированные закрытые лечебные учреждения для принудительного лечения лиц, больных наркоманией (для несовершеннолетних в возрасте 16-18 лет - специализированные лечебно -воспитательные учреждения).
Специальные подразделения по борьбе с международным контрабандой наркотиков созданы и действуют при СБУ.
В Законе Украины "Об органах и службах по делам несовершеннолетних и специальных учреждениях для несовершеннолетних" от 24 января 1995 г. предусмотрено создание центров медико-социальной реабилитации несовершеннолетних в возрасте от 11 лет для лечения их от алкоголизма, наркомании и токсикомании.
К экономическим факторам профилактики наркомании относится разработка новых образцов сельскохозяйственной техники для уборки наркотических культур с целью уменьшения потерь урожая, сроков его сбора и доли ручного труда. Продолжается плодотворная работа по выведению сортов конопли и снотворного мака с низким содержанием наркотических соединений. В условиях Украины важным направлением деятельности является создание экологически безопасных препаратов, разработка агротехнических мероприятий и физико-термических методов уничтожения наркотикосодержащих растений, уменьшаются площади посевов конопли и укрупняются их плантации с целью качественной охраны.
К важным экономическим и одновременно культурно-воспитательных проблем в Украине принадлежит проблема проведения культурного досуга и развития молодежи. Местные власти должны создавать по месту жительства и отдыха населения, при учебно-воспитательных учреждениях и спортивных сооружениях школы здоровья, спортивные секции и военно-спортивные кружки, расширять сеть учреждений культуры и клубов досуга по интересам, библиотек, музыкальных и художественных школ, школ искусств для детей, подростков и молодежи, обеспечивать их культурно-спортивным инвентарем, музыкальными инструментами, книжными фондами и соответствующим оборудованием, активнее решать вопрос о посещении подростками культурно-спортивных учреждений на льготных условиях.
Нужно решительно возвращаться к рассмотрению вопросов о возвращении внешкольным учебно-воспитательным заведениям помещений, которые были переданы в аренду предприятиям и организациям негосударственной формы собственности, а также тех, которые используются не по назначению.
Среди медицинских мероприятий первую требуют разработки методы реабилитации и ресоциализации больных наркоманией, системы обучения молодежи здоровому образу жизни с целью ранней профилактики наркомании.
В учреждениях исполнения наказаний нужно глубже изучать практику лечения лиц, употребляющих наркотические средства и осуждены за совершение на этой основе преступлений, чтобы по результатам исследований разработать и реализовать меры по повышению эффективности оказания медицинской помощи таким лицам.
В системе МЗ Украины в Киеве создан и действует научно-методический и клинико-реабилитационный центр по проблемам клинических зависимостей, в других городах работают кризисные наркологические центры.
Согласно постановлению Кабинета Министров Украины "Об обязательном профилактическом наркологическом осмотре и порядке его проведения" осуществляется профилактический осмотр среди лиц групп риска.
Согласно программе Международной организации труда и Программой по контролю наркотиков ООН МОЗ Украины внедряет противонаркотических и противоалкогольный проекты на рабочих местах, дает положительные результаты.
В целом же формы и методы оказания помощи больным наркоманией в медицинских учреждениях как общего, так и закрытого типа требуют развития и обновления. Очевидно нужно эффективно изучать и заимствовать зарубежные методы реабилитации наркоманов с широким использованием их самодеятельного управления в проживании, труда и других аспектах жизни (за примерами кооператива Родольфо в Италии, общин Леви Петрус в Швеции и Деланси-стрит в США). Отдельные мероприятия в этом плане принимаются во Львове и Одессе.
Среди культурно-воспитательных мероприятий профилактики наркомании отметим включение в программы высших и средних учебных заведений курсов (разделов курсов) и тем о вреде употребления наркотических средств. Специалистами МОЗ Украины разработано 10 учебных антинаркотических программ для учащихся и родителей. На конкурсной основе следует создавать произведения антинаркотической направленности (художественные, научно-популярные и мультипликационные фильмы, плакаты, проспекты, листовки, календари и т.д.). В программы радио и телевидения для молодежи нужно постоянно включать передачи и рубрики о вреде наркомании. Для учителей и родителей следует издать соответствующие пособия и рекомендации по антинаркоманийного воспитания.
В правовых мер борьбы с наркоманией прежде всего относятся три уже упомянутые законы, принятые в феврале 1995 г. Эти законы стали большим шагом вперед в регулировании проблем, связанных с наркотиками, наркоманией и наркобизнесом; они приведены с требованиями международного стандарта и одновременно учитывают реальную ситуацию в Украине. Урегулирован легальный оборот наркотиков, психотропных веществ и прекурсоров, контроль за их оборотом, использованием, а также меры по безопасности и хранения указанных средств, порядок их получения гражданами. Предусмотрены меры противодействия незаконному обороту указанных средств органами, которые ведут борьбу с их незаконным оборотом, основные направления этой борьбы, порядок решения вопроса о лечении лиц, больных наркоманией, виды этого лечения.
Согласно п. 76 Комплексной программы профилактики преступности на 2001-2005 годы (утверждена Указом Президента Украины от 25 декабря 2000 г. № 1376/2000) разрабатывается система противодействия поступлению в незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров с предприятий, учреждений и организаций , которые имеют лицензию на деятельность, связанную с выработкой, изготовлением, хранением, перевозкой, приобретением, пересылкой, экспортом, импортом, отпуском и уничтожением таких средств, веществ и прекурсоров, а также культивированием, использованием в промышленных целях наркотикосодержащих растений.
В Верховной Раде Украины по инициативе МВД и МОЗ Украины рассматривается проект закона "Об обязательном лечения больных алкоголизмом и наркоманией". Принятие этого закона будет способствовать улучшению наркотической конъюнктуры, прежде усилению соответствующих профилактических мероприятий.
В стране усилена уголовно-правовая борьба с незаконным оборотом наркотиков. В Уголовный кодекс Украины введены специальные нормы об ответственности за контрабанду наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, незаконное их получения, применения, использования средств, полученных от их незаконного оборота.
На основе законодательства создается нормативное регулирование отдельных проблем с помощью межведомственных и ведомственных актов. Например, правовые и организационные основы системы обнаружения, обследования и учета различных категорий граждан, в частности учащихся средних общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ и техникумов, употребляющих наркотические средства.
Что касается органов внутренних дел, то решение ими профилактических проблем невозможно без всестороннего анализа ситуации с правонарушениями, связанными с наркотическими средствами, и лицами, которые занимаются их незаконным оборотом и употреблением. В процессе анализа собираются данные, характеризующие как преступников, так и потребителей наркотиков, объективные обстоятельства, обусловливающие нарушения антинаркоманийного законодательства, и условия, способствующие такому нарушению. Сбором сведений в этой области занимаются все службы милиции при выполнении своих функций, а также органы здравоохранения (прежде наркологическая служба), образования, руководители производственных коллективов и др..
Индивидуальная профилактика наркомании должна осуществляться в отношении лиц, злоупотребляющих наркотиками и в поведении которых отсутствуют признаки преступления, связанного с наркотиками, однако исходя из антиобщественного поведения этих лиц есть вероятность совершения ими этого преступления.
Индивидуальную профилактику нужно начинать с лицом раньше, чем она начинает злоупотреблять наркотиками. Наркоманы "прогрессируют" постепенно и обычно это происходит поэтапно:
- Нездоровый интерес к наркотикам, их изготовления, потребления и т.п. (группа относительного риска);
- Пребывание в среде наркоманов, одобрения их поведения, разовые приемы наркотиков (группа повышенного риска);
- Употребление наркотиков более или менее постоянно, но без явных признаков наркомании (группа тех, кто злоупотребляет наркотиками);
- Формирование болезненной психической и физической зависимости от наркотиков (группа больных наркоманией).
Очевидно, выявлять и начинать раннюю профилактику наркомании надо уже с представителями группы относительного риска, кстати, такая профилактика действенная.
Индивидуально-профилактическую деятельность следует осуществлять среди осужденных к наказанию без лишения свободы, освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых принято решение об освобождении от уголовной ответственности, привлеченных к административной ответственности, тех, кто принудительно лечился от наркомании, по которым есть информация, что они ориентированы на употребление наркотиков.
Информация об указанных лицах поступает из мест лишения свободы, приемников-распределителей, наркологических служб, станций "скорой помощи", медпунктов учебных заведений, общественных организаций, отдельных граждан и т.д..
При наличии достаточных оснований указанные лица ставятся на профилактический учет (относительно первых двух групп учет нецентрализованного), с ними проводят индивидуально-профилактическую работу работники службы борьбы с незаконным оборотом наркотиков (или работники уголовного розыска), участковые инспекторы милиции, работники криминальной милиции по делам несовершеннолетних и органов, исполняющих наказания.
Профилактика должна вестись по плану с учетом рекомендаций врача-нарколога или при его непосредственном участии в подготовке и выполнении таких мероприятий. О выявленных наркоманов, то первоочередной мерой должно быть их направление на лечение с последующей профилактикой.
Работу с лицами, состоящих на профилактическом учете, следует проводить дифференцированно с учетом их положительных и отрицательных качеств. При этом методы убеждения и воспитания следует сочетать с медицинским, правовым и социальным влиянием.
Осуществление индивидуально-профилактических мероприятий предусматривает:
- Надзор за поведением и образом жизни лица, находящегося на профилактическом учете, реагирования на совершение им правонарушений и иных противоправных действий, связанных с наркотиками;
- Осуществление оперативно-профилактических мероприятий в отношении лиц из ближайшего окружения рассматриваемого лица, которые провоцируют ее к употреблению наркотиков и других одурманивающих средств или к совершению правонарушений.
Так, участковый инспектор милиции в отношении таких лиц выполняет профилактическую работу с целью содействия семьям, трудовым коллективам, общественным организациям в их перевиховуванни, убеждении в необходимости добровольного лечения, предупреждает совершение ими преступлений, пытается вернуть их к активной трудовой деятельности; проводит беседы с участием врачей-наркологов, представителей трудовых коллективов, общественности, членов семей, других родственников и лиц, способных повлиять на рассматриваемых лиц; вносит предложения по обсуждению поведения этих лиц на заседаниях общественных объединений по месту их работы и жительства, в которых принимает непосредственное участие; оформляет материалы для направления на принудительное лечение лиц, уклоняющихся от добровольного лечения или продолжающие употреблять наркотические вещества после прохождения курса лечения и при этом нарушают общественный порядок и права других граждан.
Общая профилактика наркомании требует тщательного анализа оперативной обстановки на территории обслуживания (административная участок, район, область), связанной с нелегальным оборотом наркотиков и их немедицинским употреблением. Необходимо изучать причины и условия, способствующие нарушению антинаркоманийного законодательства, а также лиц, которые его нарушают, и последствия таких действий. Основная задача общей профилактики заключается в устранении указанных причин и условий или хотя частичном препятствии их негативного влияния на ситуацию.
Среди профилактических мероприятий важное место должна занимать разъяснительная работа среди населения о большом вреде, который наносит немедицинское потребление наркотиков, необходимость соблюдения антинаркоманийного законодательства и правовые последствия его нарушения.
В трудовых коллективах и по месту жительства населения нужно информировать о состоянии оперативной обстановки в указанном направлении приводить конкретные ее причины.
Особое внимание следует уделять работе с родителями, имеющих детей-подростков и юношей, разъясняя им характерные признаки употребления наркотиков (следы уколов на теле, наличие на нем характерных рисунков или татуировок, появление шприцев, бинтов, химической посуды, резкое похудание, характерен блеск глаз, постоянное глотание слюны, лживость, появление больших долгов и т.п.). В случае выявления у детей таких признаков родители должны немедленно обращаться за помощью в медицинские учреждения и милиции.
Систематически в местах сбыта и употребления наркотиков (как в помещениях, так и вокруг них) милиция вместе с общественностью должна проводить рейды с целью установления и прекращения таких действий, применять профилактические меры или меры правового принуждения.
Следует регулярно проводить плановые оперативные проверки учреждений, предприятий или организаций, деятельность которых связана с производством или использованием наркотических средств, химических реагентов, где возможно производство синтетических наркотиков, а также жилого сектора, общежитий, мест проведения досуга, где возможно немедицинское употребление наркотиков, а также других мест по результатам предварительного анализа.

Теги: Пути предупреждения наркомании

Если Вам понравилась новость поделитесь с друзьями :

html-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
ВНИМАНИЕ!!! Вся информация предоставляется исключительно с образовательной целью. Наркотики вызывают зависимость, вредят здоровью и угрожают жизни! Главной причиной алкоголизма в нашем государстве есть традиция, которая несет серьезную угрозу будущему нации. Мы против курения, алкоголя и наркотиков