Для обозначения каких-либо фактов поведения в отношении аддиктивных веществ

Для обозначения каких-либо фактов поведения в отношении аддиктивных веществ
Для обозначения каких-либо фактов поведения в отношении аддиктивных веществ в современной науке употребляется термин аддиктивное поведение (от англ. Addiction - пристрастие, пагубная привычка, склонность к чему), им обозначается весь спектр поведенческих феноменов, направленных на применение (использование) какого агента, способного вызывать зависимость. Аддиктивное поведение определяется как «злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь и курение табака, до того, как от них сформировалась физическая зависимость ... речь идет не о болезни, а о нарушении поведения ... отечественные исследователи распространили этот термин и на случаи без индивидуальной психической зависимости Еще она определяется как «одна из форм деструктивного поведения, выражающаяся в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций»

Мы считаем целесообразным при анализе наркотизма рассматривать аддиктивного поведения как употребление аддиктивных веществ. В последнее время термин аддикция часто употребляется как равнозначный зависимости, предполагая все физиологические и психические симптомы, которые возникают при длительном употреблении аддиктивных веществ. Этот рост толерантности к средству, которым злоупотребляют, постоянная озабоченность тем, как его достать и употребить, несмотря на предсказания пагубных последствий, а также повторные усилия прекратить злоупотребление без заметного успеха и др.. Субъект аддиктивного поведения обозначается термином «аддиктов», как зависимый человек, (в англ. Addict - это наркоман).

Актуальность темы: если рассматривать социологический смысл термина «наркотизм», перед все необходимо ответить на вопрос - что делает аддикцию социальным явлением? Как аддиктивное поведение становится массовым социальным процессом? А поскольку проблема наркотизма эволюционировала с отдельной медицинской проблемы - проблемы лечения болезни зависимости - вместе с распространением аддиктивного поведения, вовлечением в нее все новых масс людей сформировалась и социальная ответ на этот процесс. Проблемы с аддиктивных веществ медики выделили в отдельный класс заболеваний, и возникли соответствующие специализированные медицинские учреждения. Параллельно сформировалась социальная ответ - в форме общественных движений, направленных против распространения аддиктивных веществ. Наконец сформировалась реакция государства, она высказалась в законодательных ограничениях, касающихся аддиктивного поведения. На наш взгляд, социальным явлением наркотизм и делают перечисленные выше признаки, главным из которых мы считаем трансформацию социальной структуры под влиянием массовой аддитивного поведения и возникновения специфических социальных институтов «в ответ» на этот процесс.

Тема работы: "Интерактивные методы профилактики аддиктивного поведения."

Цель: Раскрыть интерактивные методы профилактики аддитивного поведения.

Основные задачи: 1. определение основных понятий в сфере алкогольной и

наркотической зависимости; 2. методология социальной работы с лицами с наркотичноюзалежнистю 3. интерактивные методы профилактики наркотизма

(Обучение здоровому образу жизни, семейная, религиозная, третичная профилактика наркотизма, Интернет - как средство воздействия на аддитивную поведение и др.).
1. Определение основных понятий в сфере алкогольной и наркотической зависимости

Термин «наркотик» включает в себя три «критерия»: медицинский, юридический и социальный (но подобное понимание принято не во всех странах).

Согласно медицинскому критерию наркотики - вещества, которые в силу своего химического состава способны специфически воздействовать на центральную нервную систему (стимулирующее, ейфоруюча, галлюциногенные, седативное действие), что и является причиной их немедицинского применения. [15, c.87]

Социальный критерий означает, что немедицинское употребление приобрело масштабы, которые имеют социальную значимость. Есть массовые негативные для общества (семьи, трудового коллектива, общины, нации) последствия распространения наркотических веществ. Следует включать в понятие «социальный критерий» и формирование специфической теневой субкультуры, которая играет самостоятельную роль в массовом распространении наркотиков, то есть выполняет функцию механизма «заражения» молодежной среды наркотизмом. [15, с.88]

Юридический критерий означает, что опираясь на две приведенные выше предпосылки, законодатель признал ряд психоактивных средств нелегальными, запрещенными к немедицинскому употреблению, использование, изготовление, распространение в обществе, и они включены в «Перечень наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, подлежат специальному контролю ». [15, с.88] Немедицинский оборот наркотиков (выращивание, транспортировка, продажа, хранение) является преступным деянием, наказывается в соответствии с Административным и Уголовный кодексы Украины.

Выделение этих трех «критериев» позволяет разграничить понятия «наркотики» и «психотропные (психоактивные, токсичные) вещества». Последние официально не признаны наркотиками, но отвечают медицинском, и, в редких случаях, социальном «критериям».

Следует различать термины «наркомания» - зависимость от наркотических средств, и «токсикомания» - зависимость от психотропных веществ.

Алкоголь и табак не подпадают под понимания наркотиков в медицинском и юридическом аспекте. Однако злоупотребление ими вызывает развитие зависимости и вполне конкретных заболеваний - хронического алкоголизма (в случае злоупотребления алкоголем) и никотиновой ингаляционной токсикомании (или никотинизму) в заядлых курильщиков. Однако, оборот алкоголя и табака в Украине и практически во всем мире легализован, не запрещен.

Аддиктивное вещество - это любое наркотическое или психотропное вещество, качественной характеристикой которой является способность вызывать зависимость при ее потреблении. [6, с. 9]

Для обозначения каких-либо фактов поведения в отношении аддиктивных веществ в современной науке употребляется термин «аддиктивное поведение» (от англ. Аddiction - страсть, пагубная привычка, склонность к чему-либо), но этот термин более широкий, им обозначается поведение, направленное на употребления (использования) какого-либо агента, способного вызывать зависимость. [2, с.45] Таким агентом может быть практически что угодно. Кроме химической зависимости, различают зависимость от азартных игр, компьютерную и интернет-зависимость, зависимость от религиозных культов и тоталитарных сект, сексуальную зависимость и многое другое. Существуют и другие определения аддиктивного поведения.

Аддиктивного поведения А. Е. Личко и В. С. Битенський определяют как «злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние, включая алкоголь и курение табака, до того как от них сформировалась физическая зависимость ... речь идет не о болезни, а о нарушении поведения ... отечественные исследователи распространили этот термин и на случаи без индивидуальной психической зависимости ». [2, с.51]

Ц. П. Короленко определяет аддиктивного поведения как одну из форм деструктивного поведения, выражающаяся в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных предметах или активностях (видах деятельности), что сопровождается развитием интенсивных эмоций. [2, с.52]

В последнее время термин «аддикция» часто употребляется как равнозначный зависимости, предполагая все физиологические и психические симптомы, возникающие при длительном употреблении аддиктивных веществ. Этот рост толерантности к средству, которым злоупотребляют, постоянная озабоченность тем, как его достать и принять, несмотря на предсказания пагубных последствий, а также повторные усилия прекратить злоупотребление без заметного успеха подобное.

Субъект аддиктивного поведения обозначается термином «аддиктов», как зависимый человек (в англ. Addict - это наркоман).

Современный подход к медицинскому определению зависимости является кардинально новым по сравнению с существующими на протяжении второй половины XX в. Он базируется на примате профилактических мероприятий, и в его основе лежит феноменологический принцип.

Сейчас термины «наркомания», «токсикомания», «алкоголизм» в медицинской практике официально не используются. Согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра для медицинской характеристики аддиктивного поведения (постановки клинического диагноза) [18, с. 11] используются следующие понятия:

Flx.0 - острая интоксикация (диагностические критерии различны для каждого класса веществ):
Четкие данные о приеме одного или нескольких психоактивных веществ в дозе, достаточной чтобы вызвать состояние интоксикации;
Наличие характерных для данного вещества симптомов, сопровождающихся выраженными нарушениями сознания, когнитивных функций, восприятия, аффекта.

Имеющиеся симптомы невозможно объяснить независимой от применяемой психоактивного вещества соматической патологией или иным психическим расстройством.

Flx.1 - употребление с вредными последствиями (злоупотребление):
Четкое подтверждение того, что прием вещества вызывает непосредственно соматические или психические проблемы, включая ограничения умственных функций, отклонения поведения, которые могут привести к инвалидизации или снижению социального приспособления.
Вредное последствие должно быть четко определен.
Стереотип приема вещества сохраняется минимум в течение месяца или повторяется в течение последнего года.
Состояние на данный момент не соответствует критериям другого психического расстройства, вызываемого этим веществом, за исключением острой интоксикации (Flx.0).

Flx.2 - синдром зависимости.

Течение минимум одного месяца (или, если меньше месяца, то повторно в течение последнего года) в клинической картине должны быть совместно представлены три или более из следующих критериев:
Компульсивное потребность приема вещества.
Снижение контроля за приемом вещества (начало, окончание, дозы), характеризующееся увеличением общей дозы и / или длительности приема и безуспешных попыток уменьшить потребление.
Соматический синдром отмены (Flx.3, F1x.4) при снижении дозы или прекращении приема, смягчается при возобновлении приема.
Повышение толерантности, снижение эффекта при приеме старых доз, который вызывает необходимость повышения дозы для достижения старого эффекта.
Расширение времени, которое тратится на добывание психоактивного вещества, его прием и перенос последствий после употребления, которое сопровождается сужением здоровой социальной активности и интересов личности.
Продолжение приема, несмотря на наличие вредных последствий (F1x.1) при осознании этого ущерба.

Классификация DSM-IV вводит отсутствующее в МКБ-10 разграничение между зависимостью от психоактивных веществ и злоупотреблением ими, что, в свою очередь, следует отличать от «употребления с вредными последствиями» (Flx.1). К злоупотреблению относят начальные случаи патологического использования психоактивных веществ, у которых еще не проявляются в развернутой форме все признаки зависимости.

Flx.3 - синдром отмены:

1. Доказательство отмены или снижения дозы вещества после повторного и, как правило, длительного потребления в высокой дозе.

2. Наличие специфических признаков синдрома отмены, описанных отдельно для каждого вещества.

3. Состояние невозможно объяснить независимой от употребления вещества соматической патологией или иным психическим заболеванием.

Современная классификация аддиктивных веществ (вызывающих психические и поведенческие расстройства) включает девять классов веществ:

- F10 - алкоголь.

- F11 - опиоиды. Кроме медицинских опиоидов (героин, морфин, омнопон, метадон, промедол, бупренорфин, фентанил, трамадол, трамалгин) сюда следует относить препараты опия, изготавливаемые кустарно (ханка, черняшка, черное, солома, ширево, бинты, ацетилированный опий - то же героин , но кустарный).

- F12 - каннабиноиды. Сюда относят все препараты как растительного происхождения (план, дяди, то есть марихуана, гашиш, мацанка, молоко, каша), так и синтетические аналоги ТГК, содержащих действующее вещество тетрагидроканнабинол.

- F13 - седативные и снотворные вещества. Сюда относят как собственно снотворные препараты (барбитураты - барбамил, этаминал натрия, люминал и др.)., Так и анксиолитический средства (транквилизаторы, оксибутират натрия), а также средства, обладающие седативным эффектом (димедрол, кетамин или калипсол и др.)..

- F14 - кокаин. Сюда относится и крэк, потому что это кокаин, который обрабатывается определенным образом, и не распадается при нагревании.

- F15 - другие стимуляторы, включая кофеин. Среди наиболее распространенных - эфедрон и первитин (производные эфедрина), амфетамины, чифир, препараты из лекарств «Эффект», «Колдакт» и др..

- F16 - галлюциногены. Кроме самых известных, таких как LSD, мескалин, псилоцибин, получили распространение фенциклидин, циклодол, а также местные грибы, содержащие галлюциногены (в т.ч. мухоморы).

- F17 - табак.

- F18 - летучие растворители. Кроме свойственного подросткам злоупотребления клеем и растворителями, некоторые взрослые «дышат» газом, который веселит (закись азота).

- F19 - совместное употребление наркотиков и использование других психоактивных веществ. При употреблении наркотиков, которые имеют эффект нескольких классов веществ, зависимость от них относят к этому пункту. Например, экстази имеет как стимулирующее, так и галлюциногенный эффект. [1, с.143]
2. Методология социальной работы с лицами с наркотической зависимостью

Рассмотрим основные направления социальной работы в сфере наркотической зависимости:
Консультирование - к этому направлению в нашей стране принадлежит первичная профилактика наркотизма. Реализуется, главным образом, без участия правоохранительных органов.
Вмешательства - к этому направлению относится вторичная и третичная профилактика наркотизма. Реализуется с участием правоохранительных органов, учреждений, осуществляющих лечение и реабилитацию наркозависимых.
Профилактика, по определению ВОЗ - это действия, направленные на уменьшение возможности возникновения заболевания или нарушения, на прерывание или замедление прогрессирования заболевания, а также на уменьшение нетрудоспособности. В более широком контексте - это разносторонняя деятельность, которая препятствует распространению нелегальных наркотиков в обществе. Профилактика наркотизма охватывает достаточно широкий круг направлений деятельности.

На сегодня в Украине, как и во всем мире, наиболее широко используется медицинская модель профилактики. Различают первичную, вторичную и третичную профилактику согласно современной классификации ВОЗ. [2, с.68]

Первичная профилактика направлена ​​на предупреждение развития заболеваний, и в наркологии включает меры борьбы с вредным для здоровья употреблением алкоголя, наркотических и других психоактивных токсических веществ. Э. А. Бабаян указывал на то что классификация ВОЗ умаляет значение первичной профилактики, а только она, по его мнению, является настоящей. Согласно предложенной им классификации первичная профилактика подразделяется на радикальную и раннюю. [2, с.68]

Радикальная профилактика включает в себя изменение социально-культурных условий жизни населения (пропаганда здорового образа жизни, спорт, санитарное просвещение и т. п.) и меры, запрещающие и контролируют потребление и распространение алкоголя, наркотических и других психоактивных токсических веществ.

Ранняя профилактика включает в себя как выявление лиц, злоупотребляющих без зависимости, так и предупреждение развития зависимости.

Методы раннего или своевременного выявления фактов аддиктивного поведения могут существенно повлиять на дальнейшее ее развитие благодаря своевременному вмешательству. Методологически они выполняют задачи информирования родителей, а также сотрудников образовательных и других учреждений о различных признаки употребления аддиктивных веществ. Кроме того, сюда относится и информация о том, что необходимо делать, если ребенок, ученик начали употреблять аддиктивные вещества.

Ученые В. Ф. Егоров, А. Г. Врублевский, К. Е. Воронин предложили различать профилактику зависимости от поля деятельности, и на этом основании к первичной профилактике относят меры, которые адресуются всему населению, от системы запретов и наказаний до санитарного просвещения. [5, с.45]

Сейчас первичная профилактика в наркологии использует три основных метода:
Систему запретов и наказаний.
Санитарное просвещение.
Выявления контингентов высокого риска развития аддиктивного поведения (однако А. Е. Личко и В. С. Битенський считают последний лишь вспомогательным приемом). [5, с.47]

Особо следует отметить следующее: ВОЗ под первичной профилактикой понимают изменение социальных условий, приводящих к развитию болезни, и врачи-наркологи вполне обоснованно делают вывод, что «медицина сегодня влиять на социальные условия не в состоянии ... и врачи первичной профилактикой заниматься не могут». Первичную профилактику еще называют «социальной профилактикой», [5, с.48] так как она влияет на комплекс социальных условий, способствующих сохранению и развитию здоровья, предотвращая неблагоприятному влиянию факторов социальной и природной среды. Таким образом, к первичной профилактики можно относить как меры, которые предотвращают возникновение наркотизма, так и мероприятия, повышающие собственный сопротивление индивида к наркотизма.

Вторичная профилактика направлена ​​на задержку развития болезни. В наркологии она включает в себя как раннюю диагностику зависимости и своевременное лечение, так и совокупность мер для предотвращения рецидивов после лечения вместе со специальным противорецидивное лечение. Э. А. Бабаян считает вторичную профилактику условным, так как она направлена ​​уже на выявление ранних стадий заболевания - «запоздалая» профилактика, и на предотвращение рецидивов - «поздняя» профилактика. [5, с.49]

В классификации по полю деятельности к вторичной профилактике относят меры, направленные на выявление группы риска.

Третичная профилактика направлена ​​на предотвращение инвалидности главным образом путем реабилитационных мероприятий. В наркологии охватывает очень тяжелые случаи, после неоднократных рецидивов и безуспешного лечения. Э. А. Бабаян третичную профилактику также отнес к условной и принудительное лечение хронических случаев назвал «терминальной» профилактикой. [5, с.49]

В классификации по полю деятельности третичная профилактика применяется к тем, кто уже употребляет с вредными для здоровья последствиями алкоголь, наркотические и другие психоактивные токсические вещества.

В зависимости от положенных в основу принципов, можно назвать несколько классификаций профилактики наркотизма.

За экономическими механизмами:
снижение предложения аддиктивных веществ - supplyreduction;
снижение спроса на аддиктивные вещества - demandreduction.

Снижение предложения - supplyreduction - происходит в основном за уменьшения возможности приобрести наркотик или другую аддиктивных веществ потенциальным потребителем. В идеале эта стратегия направлена ​​на полное исключение наркотиков из незаконного оборота. И, несмотря на практическую недостижимость цели, снижение предложения обеспечивается за счет увеличения цены наркотика на улице с помощью классических рыночных сил. Следует отметить, что спрос на наркотики является чисто эластичным и соответствует изменениям цены. Отсюда - успешное снижение предложения может, в принципе, снизить спрос. Здесь традиционно используются барьерные методы уголовного-политического характера. Однако необходимо иметь в виду тот факт, что наркоман скорее будет сокращать потребление продуктов питания, или будет прибегать к воровству и других незаконных способов получения материальных благ, чтобы купить наркотик по более высокой цене, чем уменьшит его потребление. [5, с.52]

Снижение спроса - demandreduction. Сюда входят как усилия, направленные на недопущение первичного приема наркотика, так и снижение ущерба и неблагоприятных последствий употребления наркотиков для наркозависимых граждан и общества в целом. Объектом здесь является как потребители наркотиков, так и те, кто еще не начал их употребление. В первом случае проводятся мероприятия лечебно-реабилитационного характера, имеющие целью устранить потребность в аддиктивных веществ в ее потребителя. Во втором случае усилия направлены на формирование адекватной установки на предотвращение первичного приема наркотиков. Здесь используются в основном образовательные методы, которые формируют потребность в здоровом образе жизни. Особую эффективность, наряду со школьными образовательными программами, в нашей стране и за рубежом показали СМИ, особенно при проведении антиникотиновых программ, а последнее время и глобальная сеть Интернет.

По методам:
Образовательные - направлены на повышение уровня информированности различных групп населения о неблагоприятных (социальные, медицинские и другие) последствия употребления аддиктивных веществ.
Барьерные - направлены на затруднение и прекращения поступления в жизненную среду потребителей аддиктивных веществ и рекламируя их информации.

По целям:
Направленные на предотвращение распространения наркотизма и доступности аддиктивных веществ (drugenforcement).
Направленные на снижение вреда и неблагоприятных последствий от употребления аддиктивных веществ для зависимых лиц и общества (harmreduction, riskminimization). [5, с. 54]

Также по конечным целям можно различать методы профилактики и таким образом:
Методы, которые имеют своей целью полное воздержание от употребления аддиктивных веществ (полная абстиненция). Такие цели, например, ставят перед собой в США и Австралии.
Методы, направленные на «умеренное потребление» или частичном воздержание от употребления аддиктивных веществ (частичная абстиненция). В Голландии целью превентивной деятельности считается снижение риска от употребления «тяжелых» наркотиков, в Англии - умение ответственно употреблять аддиктивные вещества.

По группам населения - «мишенями» профилактики:
Методы, имеющие своей мишенью «потенциальных потребителей» аддиктивных веществ (главным образом - подростков и молодежь).
Методы, имеющие своей мишенью «наставников» - то есть те группы населения, которые выполняют в отношении потенциальных потребителей функции обучения и контроля, в первую очередь родителей, учителей, врачей, просто людей зрелого возраста, которые имеют антинаркотические установки.
Методы, имеющие своей мишенью эпизодических потребителей аддиктивных веществ.
Методы, имеющие своей мишенью активных потребителей аддиктивных веществ с зависимостью, которая полностью сформировалась, и близких им людей (родителей, друзей и т. и.)

По общим принципам воздействия на социум:
Конструктивные - направленные на формирование «таких установок и смысловой ориентации личности, при которых аддиктивные вещества не являются ценностями», т.е. те, которые усиливают влияние «защитных факторов», их еще называют факторами антириску.
Деструктивные - направлены на разрушение или изменение социальных установок (спонтанных атитюдив) на потребление аддиктивных веществ, то есть те, что уменьшает влияние «факторов риска».
3. Интерактивные методы профилактики аддитивного поведения

Слово - «интерактивный» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» - это «взаимный», «act» - «действовать». [6, с.75] Интерактивный означает благоприятный том, чтобы взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с будьчим (например, компьютером) или с Будки (человеком).

Основная характеристика «интерактива»:
это специальная форма познавательной деятельности;
процесс организован так, что практически все поощрены к процессу познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и о чем думают;
должна быть атмосфера доброжелательности, взаимной поддержки - форма кооперации и сотрудничества;
организуется индивидуальная, парная, групповая работа;
применяются исследовательские проекты, ролевые игры, работа с документами, различными источниками информации, используются творческие формы работы.

Наиболее распространенными в настоящее время и с довольно длительной историей являются образовательные профилактические программы (антиалкогольные, антинаркотические и антиникотиновые). Основным местом их реализации является школа (или другое учебное заведение), так и агентами образовательной профилактики являются учителя, школьные психологи, сами ученики и их родители, которые также вовлечены в процесс обучения своих детей.

Богатый опыт их проведения (более столетия) показал, что эффективность указанных мер зависит от того, как подается информация и какие методы используются. Так, программы, которые акцентируют внимание на негативных последствиях наркотизма, оказались малоэффективными, а программы, делающие акцент на обучении «адаптивному стилю жизни, навыкам общения, критическому мышлению, умению принимать решения и противостоять в ситуациях предложения аддиктивных веществ и т.д.» доказали свою эффективность.

Программы формирования жизненных навыков (LifeSkillsTraining) [4, с.78]

Ученые выделяют две основных модели обучающих программ первичной профилактики - программа достижения социально-психологической компетентности (основная цель - выработать навыки эффективного общения) и программа обучения жизненным навыкам (основная цель выработать навыки ответственного принятия решений). Эти модели в различных культурных условиях и различных странах приобретает разные формы, однако они имеют сходные задачи, ими являются:
развитие социальной и личностной компетентности;

выработка навыков самозащиты;
предупреждение возникновения проблем.

Целевой группой для образовательных превентивных программ является учащаяся в школах, колледжах, институтах и ​​других образовательных заведениях молодежь. Наибольшую эффективность в учреждениях образования показали программы поведения, построенные по принципу формирования жизненных навыков - ФЖН.

Основными принципами ФЖН являются:
Всесторонность. В процессе обучения используются разнообразные методы подачи информации, методики тренинга социально-психологических навыков и средства закрепления изученной поведения. Всесторонность означает ориентацию на «цельного человека в течение определенного времени». Основные элементы всесторонности следующие.
Усвоения знаний - одной информации для изменения аддиктивного поведения недостаточно, дети должны приобрести оптимума знаний, чтобы самостоятельно мыслить и строить поведение. Всесторонние программы дают ученикам знания путем концептуализации информации, тренинга по ее закреплению, выполнение заданий по чтению, домашних упражнений вместе с родителями и участия в общественной жизни по месту жительства.
Навыки социальной компетентности - успешная профилактика предусматривает создание у детей социально-психологических навыков отказа от рискованных предложений, видение позитивных и негативных сторон явлений, взаимодействия с ровесниками, дружбы, умение пережить потерю друга, правильного выражения своих чувств и др.. Тренинг жизненных, социально-психологических навыков является одним из основных компонентов профилактики наркотизма (LifeSkillsTraining). Программы ФЖН обязательно включают обучения эффективному общению, уверенности в себе, умению управлять своими чувствами, выбору друзей и построению позитивных отношений с ровесниками, укреплению связей с семьей и другими значимыми взрослыми, решению проблем, критическому мышлению, принятию решений, осознанию негативных влияний и давлений со стороны сверстников и сопротивлению им, постановке целей, оказанию помощи окружающим.

Непрерывность обучения и эффективность программ прямо коррелируют с их продолжительностью, последовательностью и широтой содержания. Только непрерывные усилия в течение многих уроков и даже лет дают положительные результаты. Качественные программы предусматривают в зависимости от возраста детей от 45 до 100 уроков в течение семестра или последовательные курсы в течение нескольких лет.

Взаимоотношения с ровесниками оказывают сильное влияние на качество программ, так как дети подвержены влиянию друг на друга. Но подобное влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Задача программ ФЖН - помощь детям в построении позитивных взаимоотношений с ровесниками и умению выбирать друзей. [9, с.30]

Участие в общественной жизни способствует эффективности профилактической работы, предоставляя учащимся положительные ролевые модели. Ученики, отчуждены от просоциального структур общества, более подвержены аддиктивного и девиантного поведения, а участие во внешкольном общественной жизни помогает молодежи внести свой вклад в о социально организацию общества и идентифицироваться с ним.

Участие родителей в превентивной работе является залогом ее успеха. Здесь широко практикуются домашние задания, предоставление родителям специальной литературы, организация семинаров для родителей по вопросам повышения у ребенка уверенности в себе, улучшения навыков общения, преодоление семейных кризисов, информирование родителей о том, как говорить с детьми о наркотиках, делиться своими проблемами и решать их вместе с другими родителями.

Тренинг социально-психологических навыков учителей является одним из обязательных компонентов профилактики наркотизма. Существуют специальные методики, и некоторым учителям необходимо предварительное обучение для усвоения новых методов антинаркотического преподавания и испытания методик диалогического общения с учащимися, развития навыков обсуждения информации вместе с учениками, умение создавать такую ​​обстановку, которая бы в дальнейшем способствовала целесообразной поведении детей, которая бы, в свою очередь, хранилась в различных сложных и опасных ситуациях.

Сотрудничество различных ведомств и организаций является одним из условий успешной длительной работы превентивной программы. Для успешного проведения программы необходимы объединенные усилия школы, специалистов в области профилактики, правоохранительных органов, органов здравоохранения, представителей правительственных и общественных учреждений, а также частного капитала.

Культурная релевантность (адекватность) является неотъемлемым условием для программ, построенных по интернациональными образцами. Подобные программы требуют обязательной культурной и языковой адаптации.

Оценка эффективности должна проводиться в течение всей продолжительности программы. При необходимости следует вносить коррективы, уточнения и дополнения, существенно повышает эффективность программ ФЖН.

Ценностные ориентации присущи любой программе, и все участники должны себе представлять ценностную основу реализуемой ими программы. Как правило, декларируемый программами ФЖН набор ценностей включает самодисциплину, ответственность, честность, уважительное отношение к людям, исполнения обязанностей в семье, школе, общине.

Связь программы с обществом предусматривает принятие и поддержку обществом программ профилактики наркотизма. Программы ФЖН разрабатываются с расчетом объединить школу и общество в стремлении передать детям навыки эффективной коммуникации там, где они живут, учатся, работают.

Программы формирования жизненных навыков показали свою эффективность. Более чем 30 стран мира внедрили их в своих школах. Они нашли широкое распространение в сфере профилактики курения в школе. Однако среди их недостатков вспоминают ориентацию программы на отдельную личность, игнорирование социокультурных причин наркотизма и исключение из поля зрения детей, которые уже имеют опыт аддиктивного поведения. Все это приводит к существенному снижению их эффективности.
3.1. Обучение здоровому образу жизни

Кроме программ формирования жизненных навыков, в системе образования активно используются разнообразные программы обучения здоровому образу жизни. Осуществляются они путем введения в учебные планы таких дисциплин, как «Валеология», «Основы безопасности жизнедеятельности» и др.. Подобные программы осуществляются по нескольким стратегическими моделями.

Медицинская модель. К ней часто привлекают медработников для чтения лекций о вреде аддиктивного поведения. Эта модель часто называется профилактической, она полностью построена на информировании школьников и является чисто когнитивной. Она базируется на предположении, что если человек знает об опасности для здоровья определенного поведения, она будет относится к такому поведению отрицательно и будет от нее воздерживаться. А если человек знает, что какая поведение является полезной для здоровья, она будет настроена к ней положительно. Эту стратегию описывают формулой «знания - отношение - поведение». Эффективность подобных программ оценивается невысоко, так как несмотря на достаточные знания о вреде аддиктивных веществ, их все же продолжают широко употреблять (курение, алкоголь). Здесь большую роль играет способ подачи информации, традиционное запугивание показало свою слабую эффективность.

Образовательная модель. Она подобна медицинской, но базируется на положении, что решение должно быть принято на основе достоверной информации лично подростком. Здесь акцент делается на обучении навыкам принятия решений. Разработаны пошаговые стратегии принятия подобных решений, но они базируются больше на личностных и социальных аспектах (отношение к поведению и нормативные представления), чем на факторах, связанных с возможной болезнью. Лицо, принимающее решение, оценивает возможные плюсы и минусы какой поведения, а также возможное изменение отношения к ней со стороны окружающих, если она это решение реализует.

Радикально-политическая модель. Она включает в себя образовательную модель, но ее дополняет внешнее содействие становлению здорового образа жизни. Упор делается на усилении такого качества, как уверенность в себе. Используются методы, которые вытекают из теории социального научения. Молодежь осваивает ролевые модели родителей и сверстников и стремится к поведению, которое одобряется референтной группой. Такой группой часто являются ровесники, и подросткам нужно сделать выбор между нежеланием принимать аддиктивные вещества и групповыми нормами, которые предусматривают их употребление. Некоторым не хватает именно уверенности в себе, чтобы отказаться от предложений «попробовать».

Модель самоусиления. В ее рамках объединенная достоверная информация медицинской (профилактической) модели, навыки принятия решений, развивающихся в рамках образовательной модели, а также усилия, которые оказывают психологическую поддержку и стимулируют здоровый образ жизни социального окружения. Их обеспечивает радикально-политическая модель. Эта модель наиболее эффективна, так как носит комплексный характер.

Американским национальным институтом наркомании (NIDA) были разработаны критерии оценки школьных, образовательных профилактических программ, [10, с.63] они включают в себя следующие положения:
школьная программа должна быть рассчитана на детей всех возрастов, начиная с детского сада и до старшей школы, или хотя бы на критический период средних и старших классов;
программа должна предусматривать несколько лет влияния на детей или охватывать хотя бы весь период средних и старших классов;
в программе следует использовать хорошо проверенные, стандартизированные методы с детальным планом уроков и учебного материала;
программа должна учить сопротивления наркотикам с помощью интерактивных методов - моделирование ситуаций, ролевые игры, дискуссии, обратная связь, подкрепление, длительная практика и др..;
программа должна воспитывать социально-позитивное отношение к школе и общества





Dlya poznachennya budʹ-yakykh faktiv povedinky stosovno adyktyvnykh rechovyn u suchasniy̆ nautsi vzhyvayetʹsya termin adyktyvna povedinka (vid anhl. addiction — prystrastʹ, pahubna zvychka, skhylʹnistʹ do chohosʹ), nym poznachayetʹsya vesʹ spektr povedinkovykh fenomeniv, spryamovanykh na vzhyvannya (vykorystannya) yakohosʹ ahenta, spromozhnoho vyklykaty zalezhnistʹ. Adyktyvna povedinka vyznachayetʹsya yak «zlovzhyvannya riznomanitnymy rechovynamy, yaki zminyuyutʹ psykhichnyy̆ stan, vklyuchayuchy alkoholʹ i palinnya tyutyunu, do toho, yak vid nykh sformuvalasya fizychna zalezhnistʹ… mova y̆de ne pro khvorobu, a pro porushennya povedinky… vitchyznyani doslidnyky poshyryly tsey̆ termin i na vypadky bez indyvidualʹnoï psykhichnoï zalezhnosti» [2, s.134 ]. Shche vona vyznachayetʹsya yak «odna z form destruktyvnoï povedinky, shcho vyrazhayetʹsya v prahnenni do vidkhodu vid realʹnosti shlyakhom zminy svoho psykhichnoho stanu za dopomohoyu pryy̆omu deyakykh rechovyn abo postiy̆noï fiksatsiï uvahy na pevnykh predmetakh abo aktyvnostyakh (vydakh diyalʹnosti), shcho suprovodzhuyetʹsya rozvytkom intensyvnykh emotsiy̆» [ 2. S.135]. My vvazhayemo dotsilʹnym pry analizi narkotyzmu roz·hlyadaty adyktyvnu povedinku yak vzhyvannya adyktyvnykh rechovyn. Ostannim chasom termin adyktsiya chasto vzhyvayetʹsya yak rivnoznachnyy̆ zalezhnosti, prypuskayuchy usi fiziolohichni i psykhichni symptomy, kotri vynykayutʹ pry tryvalomu vzhyvanni adyktyvnykh rechovyn. Tse zrostannya tolerantnosti do zasobu, yakym zlovzhyvayutʹ, postiy̆na zanepokoyenistʹ tym, yak y̆oho distaty y̆ uzhyty, nezvazhayuchy na peredbachennya pahubnykh naslidkiv, a takozh povtorni zusyllya prypynyty zlovzhyvannya bez pomitnoho uspikhu y̆ in. Sub'yekt adyktyvnoï povedinky poznachayetʹsya terminom «adykt», yak zalezhna lyudyna, (v anhl. addict — tse narkoman). Aktualʹnistʹ temy: yakshcho roz·hlyadaty sotsiolohichnyy̆ zmist terminu «narkotyzm», pered use neobkhidno vidpovisty na zapytannya — shcho robytʹ adyktsiyu sotsialʹnym yavyshchem? Yak adyktyvna povedinka staye masovym sotsialʹnym protsesom? A oskilʹky problema narkotyzmu evolyutsionuvala z okremoï medychnoï problemy — problemy likuvannya khvoroby zalezhnosti — razom iz poshyrennyam adyktyvnoï povedinky, zaluchennyam do neï use novykh mas lyudey̆ sformuvalasya i sotsialʹna vidpovidʹ na tsey̆ protses. Problemy z adyktyvnymy rechovynamy medyky vydilyly v okremyy̆ klas zakhvoryuvanʹ, i vynykly vidpovidni spetsializovani medychni zaklady. Paralelʹno sformuvalasya sotsialʹna vidpovidʹ — u formi suspilʹnykh rukhiv, spryamovanykh proty poshyrennya adyktyvnykh rechovyn. Nareshti sformuvalasya reaktsiya derzhavy, vona vyslovylasya v zakonodavchykh obmezhennyakh, yaki stosuyutʹsya adyktyvnoï povedinky. Na nash pohlyad, sotsialʹnym yavyshchem narkotyzm i roblyatʹ pererakhovani vyshche oznaky, holovnoyu z yakykh my vvazhayemo transformatsiyu sotsialʹnoï struktury pid vplyvom masovoï adytyvnoï povedinky ta vynyknennya spetsyfichnykh sotsialʹnykh instytutiv «u vidpovidʹ» na tsey̆ protses. Tema roboty: „Interaktyvni metody profilaktyky adyktyvnoï povedinky.” Meta: Rozkryty interaktyvni metody profilaktyky adytyvnoï povedinky. Osnovni zavdannya: 1. vyznachennya osnovnykh ponyatʹ u sferi alkoholʹnoï i narkotychnoï zalezhnosti; 2. metodolohiya sotsialʹnoï roboty z osobamy z narkotychnoyuzalezhnistyu; 3. interaktyvni metody profilaktyky narkotyzmu (navchannya zdorovomu sposobu zhyttya, simey̆na, relihiy̆na, tretynna profilaktyka narkotyzmu, Internet – yak zasib vplyvu na adytyvnu povedinku ta in.) 1. Vyznachennya osnovnykh ponyatʹ u sferi alkoholʹnoï i narkotychnoï zalezhnosti Termin «narkotyk» mistytʹ u sobi try «kryteriï»: medychnyy̆, yurydychnyy̆ i sotsialʹnyy̆ (ale podibne rozuminnya pryy̆nyate ne u vsikh kraïnakh). Vidpovidno do medychnoho kryteriyu narkotyky — rechovyny, yaki v sylu svoho khimichnoho skladu spromozhni spetsyfichno diyaty na tsentralʹnu nervovu systemu (stymulyuyucha, ey̆foruyucha, halyutsynohenna, sedatyvna diya), shcho i ye prychynoyu ïkhnʹoho nemedychnoho zastosuvannya.[15, c.87] Sotsialʹnyy̆ kryteriy̆ oznachaye, shcho nemedychne vzhyvannya nabulo masshtabiv, yaki mayutʹ sotsialʹnu znachymistʹ. YE masovi nehatyvni dlya suspilʹstva (sim'ï, trudovoho kolektyvu, hromady, natsiï) naslidky poshyrennya narkotychnykh rechovyn. Varto vklyuchaty u ponyattya «sotsialʹnyy̆ kryteriy̆» i formuvannya spetsyfichnoï tinʹovoï subkulʹtury, yaka hraye samostiy̆nu rolʹ u masovomu poshyrenni narkotykiv, tobto vykonuye funktsiyu mekhanizmu «zarazhennya» molodizhnoho seredovyshcha narkotyzmom.

Если Вам понравилась новость поделитесь с друзьями :

html-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
ВНИМАНИЕ!!! Вся информация предоставляется исключительно с образовательной целью. Наркотики вызывают зависимость, вредят здоровью и угрожают жизни! Главной причиной алкоголизма в нашем государстве есть традиция, которая несет серьезную угрозу будущему нации. Мы против курения, алкоголя и наркотиков