ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С НАРКОМАНИЕЙ И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С НАРКОМАНИЕЙ И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С НАРКОМАНИЕЙ И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
§ 1. Криминологическая характеристика преступлений, связанных с наркоманией
Этимология слова «наркомания» имеет греческое происхождение и буквально означает страсть до оцепенения. Первоначально наркомания, как болезненная тяга к употреблению одурманивающих веществ, интересовала лишь медицину. Но, когда выяснилось, что эта болезнь наносит вред не только лицу, страдающему патологическую зависимость от определенного наркотического препарата, но и имеет общественное эхо, проблема стала предметом исследования юристов и социологов. Законом Украины «Об основах национальной безопасности Украины» (статьи 7-8) наркомания признана явлением, представляет угрозу национальным интересам и национальной безопасности Украины в социальной сфере. За годы независимости количество лиц, больных наркоманией, выросло более чем в сорок раз. Так, по состоянию на 2006 г. на учете состояло 154 447 потребителей наркотиков. На каждые 10 тыс. населения в 2006 г. приходилось 32,8 незаконных потребителя наркотиков.

Как пример, в 2006 г. и в 2007 г. зарегистрировано соответственно 64 630 и 63 838 преступлений, связанных с наркоманией. Наибольший удельный вес в структуре преступности этого вида занимает производство, приобретение, перевозка наркотиков без цели сбыта (ст. 309 УК Украины). Этих преступлений в 2006 г. выявлено 35 477, а в 2007 г. - 36 095, что составляет более 55% от общего количества преступлений, связанных с наркотизмом. На незаконное производство, приобретение, перевозка или сбыт наркотиков (ст. 307 УК Украины) приходится 28% (17 902 случая) преступлений. Общее количество лиц, совершивших, преступления, связанные с наркоманией, в 2006 p., Составляла 42 582. Того же года разоблачено 249 международных каналов поступления в Украину наркотических средств. Сравнению с 2005 г. темп прироста по этому показателю составил 50% и продолжает увеличиваться.

В криминологической науке проблема наркомании рассматривается в двух аспектах: 1) как «фоновое» явление, элемент дополнительного предмета криминологии, 2) как элемент Особенной части криминологии, в котором освещаются основные криминологические параметры преступности, непосредственно связанной с этим общественно негативным явлением. Это объясняется тем, что, с одной стороны, употребление наркотических средств, их аналогов или одурманивающих веществ не находятся под уголовным запретом (кроме публичного или совершенного группой лиц незаконного употребления наркотических средств - ст. 316 УК Украины), но содержит в себе опасность причинения таких изменений в личности человека, которые ставят под угрозу законные интересы и блага других лиц и государства. По аналогии с алкогольным опьянением состояние, вызванное употреблением наркотических или других одурманивающих средств, признается обстоятельством, отягчающим наказание (ст. 67 УК Украины), а на лицо, освобожденное от отбывания наказания с испытанием суд может возложить обязанность пройти курс лечения от наркомании, так же, как и от другого заболевания, представляющего опасность для здоровья других лиц (п. 5 ст. 76 УК Украины).

С другой стороны, поскольку по своей сути наркомания - это корпоративное явление и не может существовать без иерархически построенной организации и разветвленной инфраструктуры, общественно опасными признаются те организационные действия, которые способствуют возникновению новых наркозависимых, распространению и самовоспроизведению наркотической сети. Под уголовным запретом находятся также незаконные действия по прекурсоров - веществ, которые могут быть использованы для изготовления наркотических веществ.

Структура преступности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров отражена в разделе XIII Уголовного кодекса Украины. Статьями 305-324 УК Украины предусмотрена уголовная ответственность за действия, благодаря которым наркотические вещества материализуются вне разрешенного обращения. Это контрабанда наркотических средств, их аналогов или прекурсоров, их незаконное производство, изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка или сбыт, или те же действия без цели сбыта, посев или выращивание снотворного мака или конопли; похищение, присвоение, вымогательство оборудования, предназначенного для изготовления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, либо завладение им путем мошенничества или злоупотребления служебным положением и другие незаконные действия с таким оборудованием.

Общественно опасным, а, следовательно, и уголовно наказуемым является также похищение, присвоение, вымогательство наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, завладение ими путем мошенничества или злоупотребления служебным положением, нарушение установленных правил обращения наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, незаконная выдача рецепта на право приобретения наркотических средств или психотропных веществ, незаконное введение в организм другого человека наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, склонение к употреблению таких средств и веществ. Под угрозой уголовного наказания запрещено организацию или содержание мест для незаконного употребления, производства или изготовления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или одурманивающих средств.

Законодатель достаточно четко очертил круг общественно опасных деяний, посредством которых действия с наркотическими веществами могут быть «легализованы» и предусмотрел ответственность за незаконное изготовление, подделка, использование или сбыт поддельных документов на получение наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров. Преступлением также считается размещение средств, полученных от незаконного оборота указанных веществ в банках, на предприятиях, в учреждениях, организациях и их подразделениях или использование таких средств для приобретения объектов, имущества, подлежащих приватизации, либо оборудования для производственных или иных потребностей, или использование таких доходов (средств и имущества) с целью продолжения незаконного оборота использования этих средств.

Но перечень запрещенных Уголовным кодексом Украины действий, зафиксирован в разделе XIII, не исчерпывает криминологического понимания преступности, связанной с наркоманией. С позиций криминологической науки преступность в сфере оборота наркотических веществ тесно связана с другими структурными элементами преступности вообще. Такими, например, как организованная преступность, причем в наиболее опасной ее форме - транснациональной преступности.

Особое опасность наркомании состоит в том, что употребление наркотических средств (или их аналогов) в большинстве случаев вызывает необратимые изменения в организме индивида, разрушает его психику, искажает систему общечеловеческих ценностей, благодаря чему лицо легко переступает черту не только моральных, но и уголовных запретов и может стать «орудием» в других руках.

Учитывая наличие сходства организационной структуры нарко-сети в структуру организованной преступности, характеристика лица, которое совершает преступления, связанные с наркоманией, также отличается широким спектром типов. В криминологической литературе встречаются различные типологические распределения преступников определенного вида, но сущность их сводится к выделению: а) лиц низкой иерархической звена, которые в основном являются людьми молодыми (от подросткового возраста до ЗО лет), совершают преступления, предусмотренные статьями 307,309 УК Украины, и составляют большинство выявленных правоохранительными органами лиц, б) лиц среднего звена, которые выполняют определенные распорядительные функции, довольно часто имеют криминальное прошлое и так же сравнительно часто попадают в круг зрения субъектов предупредительной деятельности в) лиц, в структурной сети наркобизнеса занимают высокие иерархические ступеньки, и имеют много общего с преступниками «беловоротничкового» типа. Такие лица, к сожалению, в большинстве случаев избегают уголовной ответственности.



§ 2. Причины и условия преступлений, связанных с наркоманией




Из природы наркомании следует и понимание причин и условий преступлений, связанных с ней. На индивидуальном уровне соотношения факторов социального и биологического происхождения может склоняться в сторону последних. Но биологические факторы наркомании зачастую играют определяющую роль лишь в отношении лиц низкой иерархической звена, которые в основном являются непосредственными потребителями наркотических веществ и занимаются сбытом такой «продукции» ради удовлетворения собственных нужд наркотической зависимости. Действие биологического фактора проявляется как у соматически обусловленной склонности к быстрому привыканию к наркотикам, так и в особенностях психоэмоциональной сферы, которые проявляются в неодолимая потребность лица в «острых» ощущений, «творческого вдохновения» и другие. Но все же наличие таких биологических предпосылок может быть компенсирована соответствующим воспитательным воздействием или квалифицированной медицинской помощью, поэтому социальный фактор даже при таких условиях играет значительную роль. Отношении лиц среднего и высокого иерархических ступеней доминирования социального фактора не вызывает сомнения, поскольку наркобизнес считают одним из самых прибыльных.

Наркомания признана социальной болезнью. И если она существует и получает распространение, следует обратить внимание на функционирование основных социальных институтов, от которых зависит жизнеспособность и стабильность данного социума. На уровне общества способствовать возникновению, существованию, распространению и самовоспроизведению преступности, связанной с наркоманией, могут не только социально негативные факторы, но и недостаток внимания к отдельным сферам общественной жизни, социальных институтов, которые не получают от государства должной поддержки, поэтому они прекращают выполнение общественно полезных функций, что приводит разрушительное влияние на социум. Так, например, если институт образования не выполняет образовательно-воспитательной функции, общество пополняется лицами с асоциальными и даже антисоциальными установками.

По масштабам действия факторы наркомании и связанной с ней преступности можно разделить на: факторы первичной социализации личности - семья, ближайшее окружение, школа; факторы дальнейшей социализации - высшие учебные заведения, трудовой коллектив; факторы на государственном уровне - проблемы общества в пределах страны и факторы мирового масштаба, которые могут быть очень влиятельными.

По содержанию факторы можно разделить на нормативно-правовые, организационные, научно-технические, а также факторы просветительско-воспитательного и медицинского характера. Согласно решению существующих в перечисленных сферах проблем должна быть построена и система мер этой разновидности преступности.



§ 3. Предупреждения преступлений, связанных с наркоманией




Поскольку трудно найти сферу общественной жизни, которая в той или иной мере не касалась проблемы наркомании, круг субъектов, на которые государством возложены те или иные меры, достаточно широк. Общесоциальное предотвращению наркомании, а, следовательно, и преступлениям, связанным с ней, осуществляется, прежде всего государственными органами, которые определяют приоритетные направления развития общества, осуществляют нормотворческую деятельность, поддерживают общественную стабильность, обеспечивающих социальную защищенность наиболее уязвимых слоев населения - это Верховная Рада Украины, Президент Украины, Кабинет Министров Украины. Важную роль в предотвращении наркомании должны играть Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские госадминистрации, Министерство по делам семьи и молодежи, Министерство культуры, Гостелерадио, Министерство здравоохранения, Академия педагогических наук и др.. Субъектами предупредительной деятельности также могут быть предприятия, учреждения, общественные организации, благотворительные фонды и физические лица.

Специально-криминологическое предупреждение преступности, связанной с наркоманией, осуществляется субъектами, главными функциями которых является выявление, раскрытие и предупреждение преступлений, связанных с наркоманией. Это такие государственные органы, как МВД Украины, Совет национальной безопасности и обороны Украины, Генеральная прокуратура Украины, Государственная таможенная служба Украины, Государственный департамент по вопросам исполнения наказаний и др.. Для координации действий субъектов предупреждения преступности, связанной с наркоманией, высшими органами государственной власти издаются законы и подзаконные нормативные акты. По проблемам борьбы с наркоманией вообще и преступлениями, связанными с ней, на ближайший период времени определяющими являются Комплексная программа профилактики правонарушений на 2007-2009 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Украины от 20 декабря 2006 г. № 1767 и Программа реализации государственной политики в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на 2003-2010 годы, утвержденная постановлением Кабинета Министров Украины от 4 июня 2003 г. № 877. Комплекс мероприятий по предотвращению наркомании как социально негативного явления и системе преступных деяний, связанных с определенным явлением, по содержанию можно разделить на следующие.

Нормативно-правовые меры предусматривают усовершенствование правовой базы для борьбы с незаконным оборотом наркотиков, их аналогов и прекурсоров. В частности, это касается разработки нормативно-правовых актов относительно усовершенствования порядка транзита через территорию Украины наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, упорядочения процедуры уничтожения конфискованных или изъятых наркотических средств и психотропных веществ, а также оборудование, которое использовалось для незаконного изготовления таких веществ; совершенствования лицензирования и разработка эффективной системы контроля деятельности, связанной с выработкой, изготовлением, хранением, транспортировкой, отпуском наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и культивированием наркосодержащих растений.

Организационные меры призваны усилить эффективность государственного контроля за соблюдением учреждениями, деятельность которых связана с производством или оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, действующего законодательства относительно такой деятельности. Необходимо создать усовершенствованную систему методов экспресс-анализа наркотических средств и психотропных веществ в позалабораторних условиях, разработать технические средства дистанционного обнаружения наркотических средств и психотропных веществ за одорологичним принципу.

Важным является обеспечение перекрытия на участках государственной границы каналов проникновения в Украину наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров путем систематического проведения межгосударственных операций «Канал», комплексных операций «Допинг» и «Батискаф», ежегодной оперативно-профилактические операции «Мак» с целью выявления и уничтожения незаконных посевов мака и конопли, недопущения незаконного получения наркосырья. Необходимым также является создание банка данных всех видов объектов, функционирование которых связано с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

Одним из путей улучшения предупредительной работы является совершенствование кадрового обеспечения. Эта работа должна осуществляться по двум направлениям - интенсивным и экстенсивным. Интенсивный направление предусматривает повышение квалификации работников подразделений, которые в своей ежедневной работе сталкиваются с проявлениями преступности, связанной с наркоманией. Для этого уместно создание межведомственного центра подготовки и повышения квалификации сотрудников МВД, СБУ, Государственной таможенной службы, уголовно-исполнительной системы и др.. Содержание экстенсивного направления - в увеличении штатной численности подразделений, которые ведут борьбу с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Такое увеличение численности соответствующих работников предусмотрено Программой реализации государственной политики в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на 2003-2010 годы.

Мероприятия просветительско-воспитательного характера должны охватывать широкие слои населения, начиная со школьного возраста, необходимо информировать о последствиях употребления наркотических средств. Разъяснительная работа может проводиться с привлечением аудиовизуальных средств массовой информации, в форме печати буклетов, плакатов, которые могут быть размещены в транспортных средствах, на улицах, в местах досуга и, создание цикла телепередач антинаркотической направленности, образовательно-развлекательных программ, фильмов по популяризации здорового образа жизни, проведение культурных мероприятий под лозунгом «Жизнь без наркотиков», зрелищные образовательных акций ко Всемирному дню борьбы с наркоманией: «Искусство против наркомании», «Рок против наркотиков» и другие. Перспективным мероприятием является разработка (с учетом возрастных особенностей потребителя) компьютерных игр, содержащих оговорки относительно незаконного употребления наркотических средств или психотропных веществ.

Меры в области международного сотрудничества должны создавать условия для обмена со спецслужбами зарубежных стран опытом и информацией относительно субъектов предпринимательской деятельности, участвующих в международных операциях с контролируемыми веществами.

Теги: ПРЕСТУПЛЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С НАРКОМАНИЕЙ И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Если Вам понравилась новость поделитесь с друзьями :

html-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
ВНИМАНИЕ!!! Вся информация предоставляется исключительно с образовательной целью. Наркотики вызывают зависимость, вредят здоровью и угрожают жизни! Главной причиной алкоголизма в нашем государстве есть традиция, которая несет серьезную угрозу будущему нации. Мы против курения, алкоголя и наркотиков