Сущность и необходимость гендерной политики.

Сущность и необходимость гендерной политики.
Сущность и необходимость гендерной политики.
Гендер - это смоделированная обществом и поддерживаемая социальными институтами система ценностей, норм и характеристик мужского и женского поведения, стиля жизни и образа мышления, ролей и отношений женщин и мужчин.

Гендерная политика в странах Европейского Союза прошла несколько этапов развития: от политики улучшения положения женщин и политики в интересах женщин к политике обеспечения равных прав и возможностей. Страны, которые хотят вступить в ЕС, должны проводить законодательство ЕС относительно равных возможностей и разделять цели ЕС по выравниванию гендерного баланса в странах.

Равноправие мужчин и женщин задекларированные также в Конституции и законах Украины, но при этом очевидна неравенство возможностей их реализовать.

Также 26 июля Президент Украины подписал Указ "О совершенствовании работы центральных и органов местного самоуправления, что касается обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин".

8 августа 2005 ВРУ приняла Закон Украины "Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин", который вступил в силу 1 января 2006 года.

14 августа 2006 ВРУ ратифицировала Европейскую социальную хартию (пересмотренную).

В 2008 году были внесены изменения в Закон Украины "Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека", которые, согласно Закону Украины "Об обеспечении равных прав и возможностей женщин и мужчин", расширяющие полномочия омбудсмена в гендерной сфере, в частности, относительно осуществления контроль за обеспечением равных прав и возможностей женщин и мужчин и рассмотрения жалоб, связанных с гендерной дискриминацией.

Украина ратифицирована целый ряд международных документов, в частности, базовая из этих вопросов - Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Что касается Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Целей развития тысячелетия ООН (ЦРТ), то согласно ст. 7 Конвенции ООН, государства-участники применяют "все соответствующие средства для ликвидации дискриминации в отношении женщин в политической и общественной жизни". Декларация о ЦРТ, в свою очередь, призывает правительства обеспечить гендерное соотношение на уровне от 30 до 70% для любого пола в выборных органах и высших органах исполнительной власти до 2015 года. Украина, присоединившись к этим документам, признала существование проблемы и взяла на себя обязательство решить ее. О равном представительстве женщин и мужчин в выборных органах также говорится в документах ЕС, важно, учитывая евроинтеграционные стремления Украины. Также Резолюция Совета Европы относительно участия мужчин и женщин в процессе принятия решений призывает страны-члены установить сбалансированное представительство женщин и мужчин в политической жизни приоритетной задачей политики по их равных прав и возможностей. Резолюция Европейского парламента в отношении женщин в процессе принятия решений отмечает, что недостаточное представительство женщин в политической жизни неприемлемо для демократического способа управления, и призывает к использованию квот качестве временного средства для достижения сбалансированного представительства и на уровне партий, и на уровне избирательной системы.

Рассмотрим следующие способы обеспечения равного представительства, используемый в мировой практике:

1. Квотирование на законодательном уровне списков кандидатов в депутаты от политических партий с требованием очередности.

2. Квотирование на законодательном уровне списков кандидатов в депутаты без требования к очередности.

3. Квотирование мест в выборном органе.

4. Применение партиями добровольных партийных квот (это, пожалуй, самое демократичное решение вопроса, и подходит к нынешних условиях в СПУ).

При таком подходе политические партии в своих уставах определяют и придерживаются квот в составлении списков кандидатов на выборах. Преимущество такого варианта - большая гибкость и возможность для партий устанавливать те квоты, которые они считают нужным. Добровольные партийные квоты наиболее распространены в Европе. В частности, квоты по равного представительства применяют политические партии Бельгии, Греции, Италии, Литвы, Германии, Польши, Румынии, Венгрии, Франции, Чехии и многих других стран, вместе 160 партий из 69 стран.

Ряд политических партий развитых стран мира включили в учредительные документы положения о гендерные квоты. В 1983 году Норвежский лейбористская партия ввела 40% гендерную квоту. 1988-го такое же решение приняла Социал-демократическая партия Дании. 1994 Социал-демократическая партия Швеции ввела принцип "каждый второй, включена в список, - женщина". Приведем пример еще нескольких партии стран Евросоюза, которые используют гендерные квоты: Великобритания - либеральные демократы (33%) Ирландия - лейбористы (20%); Испания - Социалистическая рабочая партия (25%), Коммунистическая партия (25%) Италия - зеленые (50%) Португалия - Социалистическая партия (25%) Германия - Социал-демократическая партия (40%), зеленые (50%).

Одни из партий вводят квоты для партийных списков, другие - для представительства во всех партийных структурах.

Итак, членами ООН является 191 государство, среди которых у 182 есть парламенты. При этом в девяти парламентах мира нет ни одной женщины-депутата. В 173 странах женщины представлены в парламентах, из них в 83 применяются гендерные квоты представительства. Еще в 15 странах эти квоты или применявшихся ранее, или предлагается их ввести. Практически в половине парламентов мира применяется тот или иной тип гендерных квот на выборах в национальных парламентов. Таким образом, можно констатировать, что квоты парламентского представительства на всех пяти континентах и ​​во всех шести геополитических регионах мира.

Главным фактором, обусловливающим успешность применения законодательно закрепленных положений о квотировании, является детально разработаны и возведены в ранг обязательных для выполнения нормы. А также установление санкций к субъектам, которые уклоняются от соблюдения этих норм (в Аргентине партии, не придерживались квот в избирательном списке, снимают с гонки). Во Франции государство финансово поощряет введение квот в политических партиях. В общем, демократическое движение на Западе, особенно его женская составляющая, отстаивает сегодня паритетное - 50 на 50 - гендерное представительство в органах власти. При этом, социологи и обществоведы пришли к выводу, что наличие 30% женщин в управлении любого общества приводит к качественным изменениям в принятии общественно значимых решений. То есть, 30% - это и "критическая масса", что позволяет не просто задекларировать, а реально ощутить присутствие женщин в политике, существенно влиять на ее формирование.

Краткий перечень проблем, на решение которых Социалистическая партия Украины может обратить внимание:

1. Проблема торговли людьми и эксплуатации проституции.

2. Дискриминация в политической сфере. Для понимания предоставим следующие цифры (процент женщин среди депутатов парламента): Скандинавские страны - 39,7%; Южная и Северная Африка - 18,4%; Европа (за исключением Скандинавских стран) - 16,7%; Азия - 15,0% ; Африка - 14,2%; Украина - 8%; Арабские страны - 7,0%.

Всего женщин в парламентах мира - 15,6%.

3. Проблема обеспечения равных прав и возможностей женщин и мужчин в сфере труда и занятости, включая оплату труда. В целом уровень женской заработной платы составляет 2/3 мужской. Особенно неравные возможности на рынке труда имеют женщины в сельской местности (профессиональная подготовка женщин; устранение стереотипов относительно этой проблемы, проведение мероприятий, на которых поднимаются эти вопросы, с привлечением мужчин-работодателей).

4. Проблема насилия в семье. По неофициальным данным (официальные данные по этой проблеме отсутствуют), каждая пятая женщина в Украине была жертвой домашнего насилия.

5. Проблема участия и полномочий в принятии:

а) политических решений, измеряемые долей мест в органах управления;

б) экономических решений, измеряемых процентной долей женщин и мужчин, занимающих руководящие должности, и процентной долей женщин и мужчин на должностях специалистов и технических работников;

6. Проблема стереотипов (разъяснительная работа, инициировать внесение в информационного законодательства правовых норм с четко определенной ответственностью и санкциями за некорректное использование женских образов в рекламе и в телепрограммах, пропаганду негативных стереотипов).

7. Проблема женщин в местах лишения свободы. В учреждениях Государственного департамента по вопросам исполнения наказаний не существует практики проживания матерей вместе с детьми как членов одной семьи.

8. Проблемы мужского пола.

Гендерное "мужской вопрос"

Постоянным стереотипом в нашем государстве отношение к гендерному вопросу как к женскому. Но обращение в стране до "женского вопроса" логически требует концептуального видения наличии "вопрос мужского". Основанием для внимания к именно такой постановки вопроса есть такие факты:

- Продолжительность жизни мужчин на 10-12 лет меньше продолжительность жизни, что неблагоприятно влияет на общество;

- Стрессовые ситуации сложнее переносить мужчинам, о чем свидетельствует смертность мужского населения в возрасте 28-46 лет, превышает женскую в четыре раза;

- Темпы роста уровня безработицы среди мужчин в период кризиса являются большими по сравнению с уровнем безработицы среди женщин; мужчины уходят на пенсию на пять лет позже, чем женщины;

- Тюрьмы переполнены мужчинами (более 90% всех заключенных), что порождает ряд проблем;

- Более 40% всех нынешних 16-летних юношей не имеют шансов дожить до пенсии вследствие уменьшения продолжительности жизни мужчин;

- Распад семей, связан с увеличением количества случаев аморального поведения среди мужчин, осложняется тем, что 57% мужчин на второй день после развода перестают заботиться о своих детях;

- Более 30% мужчин никогда не станут родителями из причин низкого уровня репродуктивного здоровья, и эта цифра растет, среди юношей призывного возраста средний показатель здоровых призывников составляет 1:10;

- Больных СПИДом мужчин втрое больше, чем женщин;

- Такие болезни, как туберкулез, пьянство, алкоголизм и наркомания, заполонивших общество, более поражают мужчин;

- Суицид в Украине более 90% - мужской.

Это статистика, но мы должны понимать, что такие явления, как самоубийство, алкоголизм, вредные привычки и хронические стрессы тесно связаны с гендерными ролями, изменяющихся и отношениями в обществе, а также с неспособностью индивидов приспособиться к этим изменениям. Должны понимать, что качество жизни одного человека связана с эффективностью развития общества в целом.

Гендерные вопросы, с которыми СПУ может идти на местные выборы (требующие немедленного решения (хотя бы популяризации), до начала избирательной кампании)

1. Создание и расширение объектов социальной инфраструктуры в селе (детские сады, бытовые услуги и т.п.).

2. Разработать и внедрить информационную кампанию "Женщина голосует за женщину!"

3. Обеспечения включения гендерной составляющей в программы социально-экономического развития регионов и отраслей, а также соблюдение гендерного равенства при решении кадровых вопросов в центральных и местных органах исполнительной власти и т.п..

4. Проведения гендерного анализа потребностей и интересов сельской общины.

5. Разработка и внедрение программ для женского сельского населения практического смысла (создание женских кооперативов и т.д.).

6. Внедрение программ юридической грамотности для женщин - сельских голов и депутатов сельских советов.

7. Популяризация в СМИ относительно внедрения гендерной политики в СПУ.

Почему СПУ заниматься гендерной политикой

- По данным Transparency International за 2004 год, высокий уровень коррумпированности имеют Бангладеш, Нигерия, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан и Украина, где доля женщин среди парламентариев и високооплачуемих чиновников - 3-15%. Низкий уровень коррумпированности - в Финляндии, Дании, Швеции и Швейцарии. В парламентах и ​​органах госуправления этих стран доля женщин - 30-45%. Существование связи между уровнем коррумпированности в стране и доступностью для женщин депутатских мандатов и других высоких должностей признали также эксперты Всемирного банка, который, кстати, активно занимается внедрением гендерного равенства в мире.

- Изучение опыта скандинавских стран позволяет говорить о существовании зависимости между высоким уровнем участия женщин в принятии решений и качеством жизни. Только тогда, когда в составе парламента страны более 20% женщин, законодатели начинают разрабатывать законопроекты в интересах детей. Только тогда, когда доля женщин приближается к 30%, появляются законы и государственные программы, отвечающие интересам женской части населения.

- Интересы мужчин и женщин через их физические различия не могут совпадать, поэтому одни не могут представлять других.

- Женщины не участвуют в выработке политических решений - теряет общество, которое не использует чрезвычайные интеллектуальные ресурсы и опыт.

- По международным нормам, государство, не преодолела 10-процентный барьер присутствия женщин в парламенте, считается страной третьего мира.

- Также следует упомянуть о необходимости достижения Украины до 2015-го Целей развития тысячелетия, провозглашенных Декларацией тысячелетия ООН (2000 г.), которые, среди прочего, предусматривают обеспечение гендерного соотношения обоих полов на уровне не менее 30 до 70 в представительских органах власти и на высших ступенях исполнительной власти, сокращение наполовину разрыва в доходах женщин и мужчин.

"Равенство, справедливость и солидарность!" - Лозунг социалистов. Именно этого и требует гендерная политика.

Теги: Сущность и необходимость гендерной политики.

Если Вам понравилась новость поделитесь с друзьями :

html-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
ВНИМАНИЕ!!! Вся информация предоставляется исключительно с образовательной целью. Наркотики вызывают зависимость, вредят здоровью и угрожают жизни! Главной причиной алкоголизма в нашем государстве есть традиция, которая несет серьезную угрозу будущему нации. Мы против курения, алкоголя и наркотиков