Биофизические аспекты воздействия работы за компьютером на организм пользователей

Биофизические аспекты воздействия работы за компьютером на организм пользователей
Биофизические аспекты воздействия работы за компьютером на организм пользователей
хорошим графическим и звуковым оформлением. С каждым скачком развития в области компьютерных технологий растет количество людей, которых в народе называют «геймерами» (от английского «game» - игра), основным видом деятельности которых является игра на компьютере.


Возможное влияние на человеческую психику компьютерной игры учитывается и используется еще на стадии разработки. Целью любой игры, в конечном счете, является привлечение внимания и "затягивания" играющего. Для этого используются специальные приемы и технологии. В теории игровых методов считается важной последовательная стимуляция различных отделов мозга с вовлечением в процесс его правого и левого полушарий, что вызывает у играющего определенное состояние, вплоть до общего транса "наркотического эффекта".

Постоянная вовлеченность игрока в игровую ситуацию достигается путем непрерывного изменения картинки на экране монитора, необходимостью постоянного активного цикла рассуждений и действий.

Потому что разновидностей компьютерных игр достаточно много в последнее время появилось несколько видов их классификаций. Рассмотрим некоторые из них. Одна из первых классификаций, позволяющих подробно описать основные виды современных компьютерных игр, была предложена психологом А. Г. Шмелев. Позже на ее основе была разработана современная классификация, учитывающая психофизиологическое воздействие игры на играющего. По степени включенсти различных психических функций были выделены следующие классы игр:

-Игры, стимулирующие формально-логическое мышление;

-Азартные игры, что требуют от игрока интуитивного, иррационального мышления;

-Спортивные игры, апеллирующие к ловкости и проворства и требуют большой концентрации внимания;

-Военные игры и игры-единоборства, способствующие развитию эмоциональной устойчивости к неудачам, настойчивости в реализации собственных целей, а также служат как социально приемлемый инструмент разрядки агрессивных импульсов;

-Игры типа избегать - преследования, сочетающий включенность в игровой процесс интуитивного компонента мышления и эмоционально-чувственного восприятия;

-Авантюрные игры, что является с психофизиологической точки зрения неоднородным классом. В них выделяется подкласс игр типа «зрительный лабиринт», что требует от игрока преимущественно наглядно-действенного мышления и локомоторных навыков; и подкласс игр типа «диорамний лабиринт», что требует абстрактного моделирования недостающих элементов зрительного поля, протекающая с постоянным включением оперативной памяти ' яти;

- Игры - тренажеры, игры управляющие - экономического плана, успешность овладения которыми зависит от структуры профессиональной деятельности или конкретных профессиональных навыков играющего;

-Игры типа «стратегия», основанные на моделировании процессов принятия решений в проблемных ситуациях. Они отличаются комплексностью и развитием во времени.

Данная классификация представляет собой жанровый разделение компьютерных игр с учетом степени включенности психических функций в процессе игры. Она позволяет проследить, в определенной степени, влияние игры на пользователя.

Говоря о влиянии компьютерных игр на формирование психологической зависимости пользователя, следует разделить игры на ролевые и нерольови. Это имеет принципиальное значение, поскольку механизмы формирования зависимости от этих двух типов игр имеют существенные различия.

Ролевые компьютерные игры влияют на психофизиологическое статус играющего, поскольку требуют максимальной глубины "вхождения" в игру и ухода от реальности. Основными подтипами ролевых игр, выделяемых по характеру воздействия на играющего, силе "затягивания" в игру и степени "глубины" психологической зависимости являются: игры с видом "из глаз" "своего" компьютерного героя; игры с видом извне на "своего" героя; управляющие игры. Решая в виртуальном мире проблемы "спасения человечества", человек приобретает проблемы в реальной жизни.

К нерольових игр относятся игры аркадного типа, головоломки, игры на скорость реакции, азартные игры. В этих играх играющий не принимает на себя роль компьютерного персонажа, поэтому психологические механизмы формирования зависимости и воздействия на личность человека менее сильные. Мотивация игровой деятельности основана на азарте "прохождения" на новый уровень и набор очков. Таким образом, компьютерные игры существенно различаются по задействованным в них психическим функциям, силе и глубине своего влияния на личность человека и по психологическим механизмам формирования зависимости. Они могут выполнять, как негативную функцию - служить «наркотиком», так и положительную функцию, развивая скорость реакции и логическое мышление.

Если рассматривать компьютерную игру с позиций степени воздействия на зрительную систему играющего и весь организм в целом, то можно выделить основные негативные факторы. Прежде всего, это скорость предъявления визуальной информации. К «скоростных» игр, требующих высокой скоростной реакции, меткости, ловкости, способности к экстраполяции траектории движущихся, можно отнести компьютерные имитации (или симуляторы) спортивных игр, охоты, управление самолетом или автомобилем, подводного плавания. В конвейерных играх играющий имеет дело с постоянно меняющейся игровой ситуацией, в отношении которого необходимо в каждый отрезок времени выполнить определенную задачу. Если играющему это не удается, то он «слетает с конвейера». Эти игры довольно монотонны и лишены яркой сюжетной привлекательности, однако, требуют от играющего способности длительно поддерживать оптимальный уровень мобилизационной готовности, быстро переключать и распределять внимание Авантюрные, приключенческие видеоигры требуют от играющего максимальной включенности в сюжетное развитие событий и высокого эмоционального напряжения. Аналогичное действие оказывают игры «преследования-избегать» и игры-единоборства.

Особенности игровой ситуации ставят зрительную систему ребенка в очень жесткие условия. Если профессиональный оператор часть рабочего времени смотрит на бумагу или клавиатуру, то играющий в компьютерную игру вынужден неотрывно следить за экраном длительное время. Большинство компьютерных игр требуют значительного ускорения зрительно-моторной реакции и ставят играющего в постоянный цейтнот. Само содержание игры основном агрессивный, вызывающий значительную психофизиологическую напряжение играющего. Кроме того, большая нагрузка создает цветовой состав интерфейса. Яркие цвета, используемые при создании игры, не только требуют значительного напряжения аппарата цветного восприятия, но и влияют на аккомодацию. Это связано с тем, что показатели преломления для разных цветов разные и для получения четкого изображения объектов различной окраски, требуются значительные усилия со стороны цилиарного мышцы.

Изменения в зрительной системе, связанные с напряженной зрительной работой по восприятию быстро меняющейся игровой ситуации, исчезают через некоторое время после прекращения игры, однако, при ежедневном и многочасовом сидении перед экраном компьютера зрительная система ребенка вырабатывает определенный стереотип реакций на игровое нагрузки, что закрепляется и приводит к функциональной перестройке. Обычно наблюдается рост асимметрии функций, вплоть до снижения зрения на одном глазу. Кроме того, опасность прогрессирования близорукости, поскольку одним из факторов, способствующих этому процессу, является значительное зрительная нагрузка.

Неотрывно наблюдения за изображением на экране монитора приводит к увеличению, по сравнению с профессиональными операторами, времени воздействия излучения монитора на конъюнктиву и внутренние среды глаз играющих. Эксперименты на животных, проведенные в 60-70-е годы, показали, что УФ излучение диапазона А проникает к сетчатке глаза и делает канцерогенное действие. Именно этот диапазон регистрируется в излучении большинства современных мониторов.

В настоящее время не существует физиологически обоснованной классификации компьютерных игр по степени их воздействия на организм ребенка и, особенно, на функциональное состояние зрительной системы. Мало изучены последствия воздействия широкого спектра излучений ВДТ ПЭВМ на ткани глаза, поэтому проведение исследований в этой области позволит разработать меры профилактики зрительных расстройств у детей и взрослых пользователей.

Теги: Биофизические аспекты воздействия работы за компьютером на организм пользователей

Если Вам понравилась новость поделитесь с друзьями :

html-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
ВНИМАНИЕ!!! Вся информация предоставляется исключительно с образовательной целью. Наркотики вызывают зависимость, вредят здоровью и угрожают жизни! Главной причиной алкоголизма в нашем государстве есть традиция, которая несет серьезную угрозу будущему нации. Мы против курения, алкоголя и наркотиков