Детский суицид - позор взрослым!

Детский суицид - позор взрослым!
Детский суицид - позор взрослым!
В последние годы в СМИ все чаще появляются сообщения о подростковые самоубийства. Почему именно дети? Почему маленький человек решает уйти из жизни? Почему оно кажется ей таким бессмысленным и бесполезным? Мало кому придет в голову попытаться понять детей-самоубийц. Всех, в принципе, удовлетворяют официальные формулировки причин таких поступков. А какая на самом деле причина этого?

Человек, поведение которого не регулируется инстинктами, как у животных, и традициями, как у людей старших поколений, теряет представление о том, что ей нужно и что она должна делать. Проблема самоубийства преследует человечество испокон веков, красной нитью пронизывая всю историю его развития. С уверенностью можно говорить, что уже довольно длительное время философы и мыслители, деятели науки и искусства пытаются решить ее. Все осуществленные исследования независимо от их направления свидетельствуют: самоубийство не надо считать явлением, которое можно окончательно искоренить. Вместе с болезнями, преступностью, проституцией, алкоголизмом самоубийство сопровождает человечество на всех этапах его существования. Для успешного обеспечения комплексной деятельности, связанной с профилактикой детских самоубийств, необходимо прежде всего выяснить, какие общие предпосылки вызывают суицидальное поведение человека.

История свидетельствует, что в течение своего развития человечество относилось к суициду неоднозначно из-за наличия различных социальных, идеологических и этнокультурных представлений. Аристотель и Платон были противниками самоубийства и считали, что человек должен мужественно преодолевать все трудности жизни. Эпикур и его ученики были уверены, что суицид является необходимым явлением в обществе. Иудеи относились к самоубийству отрицательно. Японская культура характерно его возвышает. Суицид в Японии имел ритуальный характер, а причинами, которые способствовали совершению самоубийства, были характерны для японского этноса черты. В отличие от японской культуры, ислам Кораном запрещает самоубийство: это тяжкий грех. Но несмотря на это были случаи героического самоубийства во славу отечества и Аллаха. Буддизм прямо не запрещает самоубийства. В христианстве изначально не было четко очерченного отношение к самоубийству, но впоследствии оно наложило запрет на добровольное лишение жизни. Людей, которые прибегали к неудачной попытки суицида, наказывали арестом и каторжными работами, как за убийство. Самоубийство вдовы во многих странах было свидетельством настоящей любви к мужу и доказательством верности. У мужчин самоубийство становилось избавлением от позора в военных поражениях. В истории общества самоубийство было также одним из средств выражения протеста против оскорбления, защиты своей чести. Дальнейшее развитие взглядов на самоубийство нашел свое отражение в трудах французского мыслителя эпохи Возрождения М. Монтеня, который оправдывал самоубийство, объясняя его тем, что жизнь является собственностью человека и он имеет право делать с ним все, что заблагорассудится. Над проблемой самоубийства работал также известный философ Д. Юм, что отражено в эссе «О самоубийстве». Негативное отношение к самоубийству высказывал Н. Бердяев в своих работах «О самоубийстве» и «Самопознание». Серьезное внимание к проблеме самоубийства несовершеннолетних стали проявлять на рубеже ХIХ-ХХ веков, сосредотачиваясь на ее психопатологических, психологических, нравственных, педагогических аспектах. Выдающийся русский физиолог, врач, психолог В. Бехтерев, основываясь на исследованиях, утверждал, что большинство детских самоубийств связана не с психическими заболеваниями, а с недостатками нравственного воспитания. Известный украинский психиатр И. Сикорский связывал суициды детей с морально-этическими факторами. Православная церковь к вопросу самоубийства ставится так: жизнь есть величайшим даром Божиим, поэтому лишать самого себя жизни - самый ужасный, самый тяжелый и большой грех. Самоубийство является самым страшным из всех грехов, совершенных против заповедей Закона Божия, поскольку в самоубийстве, кроме греха убийства, содержится еще тяжкий грех отчаяния. Самоубийство - единственный грех, в котором нет покаяния, поскольку нет уже возможности принести его. За самоубийц церковь не молится, потому что они умирают в смертном грехе, не разрешенном, не очищенном покаянием. Таких несчастных лишают отпевания в храме и церковных молитв, на могилах их нельзя ставить крест и даже не принадлежит хоронить их на христианском кладбище. И то, что эти люди считали выходом из трудного положения, становится только началом их ужасной вечности. Украинская православная церковь оказывает и всегда готова оказывать помощь в осуществлении профилактических мероприятий, направленных на предотвращение самоубийств. В своих беседах с верующими, проповедях, на страницах православных газет, в выступлениях на телевидении этот вопрос освещается. Можно приводить еще много исторических примеров, фамилий известных ученых, работавших над этой проблемой, но от этого она не станет менее острой и актуальной.

По данным исследований, один из суицидальных пиков приходится на подростковый возраст. Характеризуя возрастные особенности девиантного поведения личности, следует отметить, что она не является определяющей для дошкольного возраста из-за отсутствия у детей устойчивых нравственных убеждений. И именно в этот период закладываются первые представления о добре и зле, моральные нормы в целом, приобретается первый опыт общения с социумом, особенности которого определяют специфику самовосприятия, отношение ребенка к себе, к моральным нормам. Уже три-четырехлетний ребенок способен определенным образом организовать собственное поведение (в простых формах). В таком возрасте могут оказаться развязность, наглость, праздность, алчность, лживость, бесцеремонность и т.д. как сигналы будущих отклонений в процессе социализации ребенка. Именно ощущение ребенком себя как такой, которую любят, чувство защищенности и полного принятия со стороны взрослых является фундаментом развития здоровой психики. Для младшего школьника психотравмирующие ситуации связаны прежде всего с необходимостью положительной оценки со стороны взрослых, прежде всего, учащихся и родителей, особенно относительно успехов в учебе, а также с желанием занять благоприятное положение в системе межличностных отношений коллектива класса. Неудовлетворение этих потребностей вызывает эмоциональную напряженность, негативные переживания. Особенностью детского возраста является отсутствие страха смерти через несформированные осознания. По мнению большинства исследователей, концепция смерти у ребенка приближается к концепции смерти взрослого лишь к 11-14 годам. Кроме того, для этого возраста характерно несоответствие целей и средств суицидального поведения. За незрелости и отсутствия жизненного опыта даже незначительная конфликтная ситуация кажется ребенку безвыходной, а потому становится чрезвычайно суицидонебезпечною. Большое значение в этом возрасте имеет отягощенный семейный анамнез. Потеря доверия в отношениях с родителями - один из сильных стимуляторов суицидального синдрома у детей и подростков. Но еще болезненнее они воспринимают даже не конфликты с родителями, а их холодное равнодушие.

Суицидальное поведение подростка часто является криком о помощи в случае проблем во взаимодействии подростков с окружающими, невозможностью самостоятельно решить проблемы.

Чтобы понять, что именно побуждает маленького человека на такой страшный шаг, приведем несколько примеров.

Диана, 13 лет, покончила жизнь самоубийством через повешение. Во время выяснения обстоятельств указанного происшествия было установлено, что она почти всю свою жизнь жила вместе с бабушкой и неродным дедом. У нее есть родная мать и старшая сестра, но живут они отдельно. Отца своего Диана почти не знала, сейчас он находится в местах лишения свободы. К маме и родной сестры девушка приходила в гости, но долго там не задерживался, потому что мама вышла второй раз замуж и новому мужу девочка была не по нраву - «мало помогала по хозяйству». А Диане очень хотелось привлечь к себе внимание, быть такой, «как все»: любимой дочерью, сестрой, подругой ... И не то, чтобы ее никто не любил, нет, просто взрослые были поглощены собственными проблемами, неурядицами, своей жизнью, в котором маленькой девочке место все же находилось, но какое второстепенное, формальное. Обучению Диана не уделяла большого внимания, ее беспокоили больше внешний вид и впечатление, которое она производила на окружающих. Сначала она активно дружила с детьми одного из нее возраста, старалась быть в центре их внимания, копировала их иногда не лучшую поведение. Но впоследствии пристала к младшим, у нее появились подруги на несколько лет меньше нее. Учителям такое поведение девочки конечно не нравилась: учится «так себе», одевается вызывающе, пользуется косметикой, является не лучшим примером для других ... И даже многочисленные высказывания девочки суицидального содержания - «я никому не нужна», «меня никто не любит», « если они и дальше будут делать мне замечания по внешнему виду - я покончу с собой »- не заставили взрослых бить тревогу. А трагедия не заставила долго ждать. И сейчас уже нет смысла искать виновных, ребенка это не вернет!

Екатерина, 17 лет, в состоянии алкогольного опьянения совершил попытку самоубийства, прыгнув с балкона пятого этажа собственной квартиры. Девушка воспитывается в неполной семье, бабушкой и мамой. Она - старшая среди детей. Совместно с ними проживают еще две младшие сестры (4 и 12 лет). Дедушка Екатерины умер (а при жизни был не лучшим примером, злоупотреблял алкоголем, вследствие чего в последние годы страдал эпилептические припадки), своего отца она вообще не знала. Катя последние четыре года нигде не училась (не получила даже неполного среднего образования - оставила школу после окончания 7-го класса). Возможно, одной из причин потери интереса к учебе стал переезд семьи (5 лет назад) из города в деревню, и, как следствие - потеря прежнего круга общения со сверстниками и изменение образа жизни. Ведь именно в подростковом возрасте человек нуждается в одобрении со стороны социального окружения; для нее важно «впитывания» общечеловеческих идеалов с помощью примеров поведения авторитетных для него лиц; именно в этот период подросток задумывается о ценности и цели своей жизни, осознает свою социальную принадлежность. Свободное время Екатерина проводила со своей двоюродной сестрой (которую, к слову сказать, также воспитывает бабушка). В зависимости от спроса подрабатывала «по найму» - обрабатывала землю, выполняла подсобные ремонтные или хозяйственные работы. С 15 лет (по свидетельству родственников) Екатерина начала злоупотреблять спиртным. В состоянии алкогольного опьянения она уже не раз совершала попытку (в присутствии мамы или бабушки) нанести себе повреждений. На следующий день после выхода из алкогольного опьянения об осуществлении разрушительных для жизни действий девочка не помнит. Следовательно, можно предположить, что саморазрушительные тенденции в поведении подростка стали следствием дисгармоничного развития личности Екатерины (неполная семья, отсутствие круга дружеского общения сверстников, повышенная ответственность, которая возлагается на старшую в семье ребенка, неудовлетворенная потребность в любви, одобрении и понимании ), усилившееся губительным воздействием токсического действия алкоголя на еще не сформированную нервную систему девушки.

Если Вам понравилась новость поделитесь с друзьями :

html-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
ВНИМАНИЕ!!! Вся информация предоставляется исключительно с образовательной целью. Наркотики вызывают зависимость, вредят здоровью и угрожают жизни! Главной причиной алкоголизма в нашем государстве есть традиция, которая несет серьезную угрозу будущему нации. Мы против курения, алкоголя и наркотиков