ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКА

ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКА
ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКА

Общая характеристика психического и личностного развития подростка
Социальная ситуация развития подростка
Ведущая деятельность подростка
Психологические новообразования подросткового возраста
Развитие самосознания в подростковом возрасте
Развитие побудительной (мотивационной) сферы подростка
Познавательное развитие в подростковом возрасте
Педагогически запущенные подростки
Акцентуации в характере подростков

Подростковый возраст является первым переходным периодом от детства к зрелости. Качественные изменения, происходящие в интеллектуальной и эмоциональной сферах личности подростка (интенсивный, неравномерное развитие и рост организма, личностные новообразования и др.)., Порождают новый уровень его самосознания, потребности в самоутверждении, равноправном и доверчивому общении с ровесниками и взрослыми. Интенсивный половое развитие предопределяет возникновение полового влечения и связанные с ним переживания и интересы.
Все это является основанием для выделения подростков в особую социально-психологическую, демографическую группу с характерными для нее установками, ценностями, нормами и манерами поведения, которые образуют специфическую субкультуру.

Общая характеристика психического и личностного развития подростка

Подростковый возраст охватывает период от 11 -12 до 14-15 лет, что соответствует среднему школьному возрасту, то есть 5-9 классам современной школы. В этот период в личности ребенка происходят сложные и противоречивые изменения, на основании чего его еще называют тяжелым, критическим, переходным. Такая оценка обусловлена ​​многими качественными изменениями, которые нередко связаны с коренным ломкой прежних позиций, особенностей активности, интересов и отношений ребенка. Происходят они за сравнительно короткое время, большей частью бывают неожиданными и оказывают процессу развития скачкообразный, бурный характер. Почти всегда эти изменения сопровождаются появлением у подростка субъективных трудностей. Усложняется и его воспитания, так как подросток не подчиняется эффективным относительно младшего школьника воздействиям взрослых, в разных формах проявляет непослушание, сопротивление и протест (упрямство, грубость, негативизм, замкнутость).
Подростковый возраст называют переходным и потому, что в этот период происходит переход от детства к юности, от незрелости к зрелости. Эта особенность проявляется в физическом, умственном, нравственном, социальном и духовном развитии личности.
Уже более века ведется дискуссия о том, какими факторами обусловлен психическое и личностное развитие подростка: биологическими или социальными. Проблема биологического фактора связана с тем, что именно на этот возраст приходится кардинальные изменения в организме ребенка, разворачивается процесс полового созревания.
Подростковый возраст характеризуется быстрым, неравномерным ростом и развитием организма. Происходит отверждения скелета, совершенствуется мышечная система. Однако неравномерность развития сердца и кровеносных сосудов, а также усиленная деятельность желез внутренней секреции часто вызывают временные расстройства кровообращения, повышения давления, напряжение сердечной деятельности, усиление возбудимости детей, что выражается в нервозности, быстрой усталости, головокружениях и повышенном сердцебиении. Нервная система подростка еще не совсем готова выдержать сильные, длительные раздражители, часто находится под их влиянием в состоянии заторможенности или сильного возбуждения.
В попытках объяснить существенные анатомо-физиологические изменения в организме подростка сформировались различные теории о биологической предопределенности своих возможностей. Автор первой фундаментальной работы о подростковый период, американский психолог Гренвиль-Стэнли Холл (1844 - 1924), осмысливая богатый и разнообразный материал наблюдений, выдвинул теорию рекапитуляции, согласно которой развитие индивида схематично воспроизводит и повторяет историю человеческого рода, оказываясь в генетически запрограммированной последовательной смене наследственно обусловленных форм поведения, чувств и социальных инстинктов. Особенности подросткового возраста С. Холл ассоциировал с бурной переходной эпохой, "когда наши предки вели кочевую жизнь, сражались, охотились, ухаживали очаг, бродили на свободе, искали приключений".
Психологические особенности подростков ученые объясняли факту полового созревания, которое является доминантой развития в этом возрасте, считая кризиса неизбежны, биогенетический обусловленными. При таких условиях наиболее рациональными, по убеждениям С. Холла, есть методы пассивной педагогики, поскольку вмешательство в развитие подростка для того, чтобы изменить, исправить его, являются нецелесообразными и вредными, потому что нельзя изменить природу.
Согласно психоаналитической теории 3. Фрейда неизбежность в подростковом периоде внутренних и внешних конфликтов является нормой, а случаи бесконфликтного развития свидетельствуют о различных вариантах патологического развития.
В 20-30-е годы XX в. психологическая наука сосредоточивалась на познании зависимости некоторых особенностей личности подростка от его социального окружения. С этой целью было исследовано жизни и психические особенности подростков в условиях примитивной цивилизации острова Самоа для установления, что в развитии человека зависит от природы, а что от культуры (конкретных общественно-исторических условий). Результаты исследований описаны в работах американского этнографа Маргарет Мид (1901 -1978). Поскольку в развитии подростков острова Самоа симптомов кризиса не обнаружено, это убедительно доказывает необоснованность утверждений о биологическом происхождении подросткового кризиса. Она связана не с созреванием организма, а с особенностями социализации. Однако индивидуальные варианты ее течения определенной степени зависят от врожденных особенностей нервной системы.
На основе этнографических исследований американский психолог Рут Бенедикт (1887-1948) сделала вывод, что переход от детства к взрослости различен в разных обществах и его нельзя считать естественно обусловленным. Она доказала, что конкретные социальные обстоятельства жизни ребенка обусловливают продолжительность подросткового возраста, наличие или отсутствие кризиса, конфликтов, трудностей, особенности перехода от детства к взрослости. Согласно этим исследованиям в человеке естественное не может быть противопоставлено социальном, так естественное в ней тоже есть социальным.
В исследовании подросткового возраста важно, по мнению Л. С. Выготского, выделить основное новообразование в психике подростка, выяснить социальную ситуацию его развития, которая в любом возрасте предполагает неповторимую систему отношений ребенка и среды. А суть кризиса переходного возраста заключается в перестройке этой системы. Психологический смысл подросткового кризиса связан с возникновением чувства взрослости, развитием самосознания, отношения к себе как к взрослой личности, к своим новым возможностям и способностям. Подросткам свойственны стремление к идеалам, максимализм, значительные физиологические изменения.
Следовательно, учитывая различные теории, можно утверждать, что особенности проявлений и течения подросткового периода зависят от конкретных социальных условий жизни и развития подростка, его социальной позиции в мире взрослых. Решающая роль в его психическом развитии принадлежит прежде системе социальных отношений (отношений с окружающим миром). Биологический фактор влияет на подростка опосредованно - через социальные отношения с окружающими.

Теги: ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКА

Если Вам понравилась новость поделитесь с друзьями :

html-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
ВНИМАНИЕ!!! Вся информация предоставляется исключительно с образовательной целью. Наркотики вызывают зависимость, вредят здоровью и угрожают жизни! Главной причиной алкоголизма в нашем государстве есть традиция, которая несет серьезную угрозу будущему нации. Мы против курения, алкоголя и наркотиков