Социальная ситуация развития подростка

Социальная ситуация развития подростка
Социальная ситуация развития подростка

В подростковом, как и в младшем школьном возрасте, основным социальной средой ребенка остается школа. Внешние условия развития тесно связаны с внутренними. На основе более высокого, чем у младших школьников, уровня психического и личностного развития происходят коренные изменения в содержании и соотношении основных мотивационных тенденций личности подростка. На этом этапе у ребенка возникает специфический комплекс потребностей, что выражается в стремлении найти свое место в группе сверстников, выйти за пределы школы и присоединиться к жизни и деятельности взрослых.
Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит во включении его в новую систему отношений, общения со взрослыми и ровесниками, в освоении новых социальных функций. В школе это проявляется прежде всего в необходимости налаживания в связи с предметным обучением отношений не с одним, а со многими учителями, учет личностных качеств каждого из них и их нередко противоречивых требований. Все это, как отмечала Л. Божович, предопределяет новую позицию учащихся по учителей, своеобразно емансипуе их от непосредственного влияния взрослых, делает их более самостоятельными. Самое главное изменение в социальной ситуации развития подростка, по ее мнению, рождена ролью в его жизни группы сверстников. Поэтому в учебно-воспитательной работе с подростками необходимо учитывать важность для их поведения и деятельности мнения сверстников.
Социальная ситуация развития подростка особенно зависит от семьи, отношений с родителями. Если эти отношения учитывают его потребности и возможности, выстраиваются на принципах взаимоуважения и доверия, подросток легко преодолевает трудности в обучении и общении, активно приобретает социальный опыт, утверждается в таких элементах социума, как школьный класс, группа сверстников и др..
Основным фактором развития подростка является его собственная социальная активность, направленная на усвоение важных для него образцов поведения и ценностей, на построение отношений со взрослыми, сверстниками. Подростки включаются в различные виды общественно полезной деятельности, что расширяет сферу их общения, возможности усвоения социальных ценностей, способствует формированию нравственных качеств личности.
Итак, для социальной ситуации развития подростка характерны переход в среднюю школу, изменение отношений с учителями, сверстниками, родителями, расширение сферы социальной активности.

Теги: Социальная ситуация развития подростка

Если Вам понравилась новость поделитесь с друзьями :

html-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
ВНИМАНИЕ!!! Вся информация предоставляется исключительно с образовательной целью. Наркотики вызывают зависимость, вредят здоровью и угрожают жизни! Главной причиной алкоголизма в нашем государстве есть традиция, которая несет серьезную угрозу будущему нации. Мы против курения, алкоголя и наркотиков