Газета состоит преимущественно из непостоянных рубрик (чаще побудительных, реже информационных), за исключением следующих: лицо, книгпейдж, проби_рання, культуризм, туризм, спорт, о вечном.
Новые рубрики появляются в каждом номере: вузивщина, кантри культ, фестивали, полный фэшн, пазл, тенденция.
Кое-где названий рубрик можно понять отношение автора к избранной теме, например, пренебрежительное: «Политика, тудить ее» или «Сталиниада». Нередко используются слиты названия, когда рубрика и заглавие представляют собой одно целое, т.е. идентичны.
Среди жанрового разнообразия преобладают художественно-публицистические материалы - от картинок с натуры, критики и рецензий к заметкам журналиста, очерков, фельетонов, реплик. Вместе с тем не во всех текстах прослеживается четкое соблюдение устоявшихся норм написания в том или ином стиле.
Среди информационных жанров лидируют интервью и репортажи. Однако в аналитических статей журналисты начинающие почти не прибегают. Зато в каждом номере появляется так называемая литературная страница «Проби_рання», где печатаются отрывки или полноценные произведения студентов.
Тематический диапазон всестороннее: от острых социальных проблем в развлекательных материалов. На страницах «Студенческой координаты» появляются материалы, посвященные болезненным проблемам современной молодежи: наркомании, алкоголизма, социальной неустроенности. Акцентируется внимание на проблемах студентов, например, нехватки учебников в учебных заведениях. «После первых месяцев обучения студенты перестают верить в миф о стопроцентном обеспечении учебниками», говорится в статье «Студентов больше, чем учебников».
Но кроме того значительная часть напечатанных материалов посвящена моде и стилю («Вышиванка правит бал», «Модно, хоть иголки собирай»), хобби («Скутеромания или Катание на« бешеных табуретках »без правил»), музыке («Страна грез» ), вопросам образования («Хочу за границу. Культурно-образовательная программа Au pair»), половым отношениям и сексу («Венчание: дань моде или зов души? Что нужно знать молодоженам, идя в церковь»), проблемам общения в коллективе (« Поддержка есть ») и другим.
Язык материалов отличается стилем изложения и подачей информации. У них утверждается установка на речевую раскованность, нарушение и разрушение устоявшихся форм словоупотребления. В частности, наблюдается употребление разноплановых средств «осовременивания» речи [3, с. 16]. Среди них:
- Элементы разговорного стиля («Сталинской Воркутой давно уже не пахнет», «Здесь можно купить открытки и другую всячину»);
- Молодежные сленговые выражения («Украинский язык - не хрен и тем более не Моржов», «так кайфово это кажется»).
В отличие от «Студенческой координаты» газета «Молодой журналист» не имеет постоянной периодичности. Ее выпускают во время журналистских практикумов группы по специализации «периодическая печать». Участие в создании газеты является обязательным и оценивается преподавателем, который руководит редакционным процессом. С его помощью студенты определяют концепцию будущего издания, выбирают редакционный коллектив, распределяют обязанности и выполняют поставленные задачи. Еженедельно в течение отведенного времени на практикум собирается редакционный совет и обсуждает результаты работы.
Поэтому каждый номер «Молодого журналиста» отличается от предыдущего не только содержанием и тематическим наполнением, но и внешним видом. Группы студентов видят газету по-своему и выбирают свой формат («Журналист» выходит в свет форматом А3 и А4), определяют количество страниц (от 4 до 16) и направление газеты (от общенациональной, общественно-политической до сугубо студенческой, развлекательной).
Неизменным в дизайне первой страницы остается герб Института журналистики, его размещают перед названием издания. А лозунг, например, «Пришел, увидел, написал» - вверху. Тираж «Молодого журналиста» составляет 100 экземпляров и печатается в издательстве Института журналистики.
Рубрики, как правило, не повторяются. Самые интересные из них: финансы наши (экономика), мы и мир (международные события), политикум, патологии общества (криминал), АртПортал (культура), будьте здоровы (здоровье). Стоит назвать и такие: студгородок, о спорте, уикенд.
Выпуск 14-го «Молодого журналиста», который увидел свет в 2005 году под руководством доцента кафедры периодической печати Алексея Георгиевича Пидлуцкого, вполне можно назвать изданием общенационального характера, в случае выхода на широкий круг могло бы составить конкуренцию современным печатным СМИ. Среди проблем, которые поднимают в своих статьях студенты, следующие: стремительный рост цен на продукты питания («Хлеб - всему голова, а картофель - головная боль»), социальная помощь в связи с рождением тройни («Счастье в кубе»), вступление Украины в НАТО («НАТО: мифы и реалии») и другие. Достаточное внимание на страницах издания уделено и чисто молодежной тематике. Стиль написания статей разнообразный, складывается впечатление, что жанры соревнуются между собой на страницах газеты. Информационные, аналитические, художественно-публицистические представлены почти в полном объеме.
Следующий выпуск «Молодого журналиста» (№ 15, 2006 год) отличается от предыдущего направленности (круг читателей - молодежная аудитория) и уступает ему качественными характеристиками (от верстки и дизайна к содержанию материалов). Акцент сделан на известных «лицах» из разных сфер: от шоу-бизнеса к журналистике. Поэтому преобладают информационные жанры, в частности интервью.
Следует отметить спецвыпуски издания, посвященные значительным событиям непосредственно в институте («журналистская весна», юбилей кафедры) или событиям всеукраинского уровня («Оранжевая революция»).
Выводы. В условиях Болонского процесса, когда значительное внимание во время учебного процесса уделяется самостоятельной работе студентов, практическую нагрузку студентов-журналистов заключается в создании собственного информационного продукта. В частности, печатных СМИ. Студенческая пресса является не только школой для обучения будущих журналистов и местом получения первого опыта в журналистике, но и одним из главных рычагов демократии в системе национального высшего образования. Впрочем, говорить об их реальном влиянии рано. Поэтому роль студенческих СМИ сводится к представлению интересов молодежи в рамках университетов, о чем свидетельствует исследование газет Института журналистики «Студенческая координата» и «Молодой журналист».