Центральная Азия как зона пересечения интересов

Центральная Азия как зона пересечения интересов
Центральная Азия как зона пересечения интересов конкурирующих государств
Динамичное развитие процессов глобализации, а также изменения в системе международных отношений, которые происходят в последнее время, сказываются на экономической и политической активности ведущих актеров мировой сцены. Они, в частности, все больше внимания уделяют странам Центральной Азии. В статье рассматриваются вопросы, связанные с изменениями в стратегии мировых и региональных государств-лидеров по Центральноазиатского региона.

В Украине политические проблемы глобализации тщательно исследуются такими учеными, как Р. Джангужин, Ю. Павленко, Ю. Пахомов, В. Гура, Ю. Крымский и другие. Российские исследователи (А. Малашенко, А. Литвинова, А. Васильев) в этом контексте обращаются, в частности, с особенностями течения политических процессов в Центральной Азии. Естественно, что эти проблемы находятся и в сердечнике интересов представителей центральноазиатской научной школы, таких, в частности, как М. Лаумулин и С. Шарапова. Не обходят вниманием политических проблем региона и западные ученые (М. Шплехер, А. Коэн, Л. Беддоес и другие).

Однако анализ работ, посвященных проблемам Центральной Азии, дает основания сделать вывод, что ученые до сих пор не составили целостного представления о политическом будущем этого важного региона.

Проблема заключается в том, что мировым лидерам для выработки стратегии отношений с центальноазийськимы странами необходимо учитывать особенности их цивилизационной природы. Без учета этого фактора даже руководящей элите стран региона невозможно сформировать эффективную внешнеполитическую стратегию.

Отметим: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан занимают важливие стратегическое положение на планете, обладают богатейшими природными ресурсами. И поэтому они интересны ведущим мировым актерам. Но им, этим актерам, при формировании своей политики необходимо учитывать два обстоятельства. Так, в конституциях центральноазиатских стран задекларировано цель - построить демократические государства. Но, во-первых, по всем политическим признакам нынешние местные режимы не являются демократичными. В странах региона не существует устойчивых государственных институтов [1]. Эти новые государства возглавляют те же лидеры, что и в советские времена. Во-вторых, в регионе пересекаются интересы мировых монополий, в том числе и российских. В-третьих, на этой территории сходятся Европа и Азия, христианство и ислам. А рядом - динамично растущая мировая держава Китай, взбудораженный Афганистан, фундаменталистская исламская республика Иран, светская мусульманская государство Турция. Как отмечает Л. Беддоес, "комбинация великих личностей, больших денег и больших амбиций нефтяной промышленности в Центральной Азии создает сильнодействующее смесь [2]".

Важным обстоятельством, которое побуждает великие державы обращать внимание на страны Центральной Азии, является то, что Иран и Ирак сегодня практически закрыты для развертывания мирового нефтяного бизнеса [3]. Определенный (относительно слабый) интерес к этому региону со стороны мировых транснациональных корпораций (ТНК) можно зафиксировать сразу после провозглашения среднеазиатскими советскими республиками государственной независимости. Так, компания "Шеврон" еще в 1993 году подписала соглашение о развитии Тенгиз - огромного месторождения нефти на западе Казахстана. С 1998 года к этому проекту присоединилась ТНК "Мобил". Достаточно мощное месторождение Карачаганак на севере Казахтану развивается консорциумом с участием "Бритиш газ", "Аджип", "Тексако" и "Лукойл". Три крупнейшие нефтяные месторождения Азербайджана управляются консорциумом из двенадцати компаний, среди которых "Бритиш Петролиум" и "Амоко". Туркменистан 1996 выставил на тендер более десятка нефтяных участков в зоне Каспия.

Одним из главных препятствий на пути реализации нефтяных и газовых проектов является то, что все действующие нефте-и газомагистрали пролегают через Россию (за исключением газопровода Туркменистан - Иран), обеспечивая ей возможность удерживать страны Центральной Азии в орбите своих интересов. И Россия этим пользуется. Так, еще в 1995 - 1996 годах "Газпром" отказывался экспортировать туркменский газ на западные рынки.

В последние годы наметилась смена приоритетов ведущих мировых держав в странах центральноазиатского региона. Одна из основных причин - события в США 11 сентября 2001 года. Как отмечает А. Брагина, "теракты в сентябре 2001 года коренным образом изменили стратегические приоритеты в мировом масштабе. Решительная поддержка Россией действий США против террористических организаций в Афганистане, полученный ими разрешение на использование воздушного пространства стран Центральной Азии, так же, как и размещение в Киргизии и Таджикистане воинских контингентов, учения спецподразделений Грузии американскими инструкторами показали, что наступила качественно иная фаза в отношениях с новыми независимыми государствами Центральной Азии и Закавказья "[4].

Следует иметь в виду, что Россия, несмотря на стратегические изменения политики США в Центральной Азии, все же придерживается дуалистической позиции. Так, по мнению узбекских исследователей, ". Учитывая свои возможности, сегодня Россия стремится действовать в регионе чужими руками. Пользуясь моментом, он становится главным энергетическим партнером стран Запада, будучи уверенной, что при любом политическом раскладе исторически близкая к ней Центральная Азия для баланса в геополитическом плане потребует поддержки со стороны России. Какой бы актер (США, Китай) не стал в регионе ведущим, любая из этих государств будет заинтересовано в Москве, исходя из логики теории баланса, который более всего способствует созданию стабильности "[5]. Исходя из этого, можно предположить, что Российская Федерация еще не проиграла в стратегическом соперничестве с Западом в Центральной Азии, даже несмотря на военное присутствие США в регионе. Наоборот, исходя из своих геополитических интересов и нынешних возможностей, она заинтересована в военном участии США в регионе, поскольку это дает ей ряд преимуществ.

Интересна в контексте столкновения интересов России и США в Центральной Азии мнение американских исследователей. Они считают, что "узбекские и зарубежные аналитики должны признать, что американские интересы в этой стране в перспективе будут умеренными. У стран региона нет энергоресурсов, которые можно было бы экспортировать за пределы региона, а золото и хлопок в достаточном количестве есть и в других странах. Тех пор, пока власти Узбекистана держит под контролем исламистов и наркоторговцев, США не имеет особых оснований снова начинать "большую игру", хотя многие в регионе на это надеется. Планы относительно возрождения Великого шелкового пути в рамках проекта ТРАСЕКА (или иным образом) не привлекают ни экономически, ни с коммерческой точки зрения. То же самое, даже с большим основанием можно сказать и о значительно меньше (за территорию, количеством населения и т.п.) и отдаленные горные республики - Кыргызстан и Таджикистан. И, похоже, президент Кыргызстана Аскар Акаев это понимает: он сделал ряд заявлений, в которых заверил Россию в прочности их давних отношений. Естественно, это не мешает налаживать научные и культурные контакты, США поддерживают почти со всеми странами мира. Но все это вовсе не снимает опасений Тегерана, Москвы и Пекина относительно того, что США стремятся установить в Центральной Азии свое владычество

Теги: Центральная Азия как зона пересечения интересов

Если Вам понравилась новость поделитесь с друзьями :

html-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
ВНИМАНИЕ!!! Вся информация предоставляется исключительно с образовательной целью. Наркотики вызывают зависимость, вредят здоровью и угрожают жизни! Главной причиной алкоголизма в нашем государстве есть традиция, которая несет серьезную угрозу будущему нации. Мы против курения, алкоголя и наркотиков