Биоэтика как форма защиты богоподобного достоинства и свободы личности

Биоэтика как форма защиты богоподобного достоинства и свободы личности
Биоэтика как форма защиты богоподобного достоинства и свободы личности

Наверное, каждый из нас, если и не задумывался, то по крайней мере хоть раз и обращал внимание на то, что с развитием во всех сферах современной техники, современных средств массового уничтожения, современных средств массовой коммуникации, масс-медиа, человеческий разум так приспособился к проблеме смерти, она перерождается просто на просто злокачественное прогрессирование, и вредно действует на человека и человечество в целом, создавая болезненное влечение к смерти. И это неудивительно, ведь довольно часто в самых разных формах, преимущественно на экранах телевидения (художественные фильмы, различные репортажи, новости) приходится встречаться с этим вопросом, которое делается нашей обыденностью. И, несмотря на все это, мы не замечаем, а чаще и забываем о том, что человеческая психика имеет одно важное свойство, она может адаптироваться ко многим, в том числе даже ужасных вещей. Поставленная перед фактом повседневности смерти, и, даже ее банальности, человек не замечает, как перестает ценить саму жизнь. Человека издавна преследуют вопрос - зачем оно, это жизнь, каким оно должно быть и почему? Общим мнением последнее время является то, что, как минимум, жизнь должна быть "счастливым". А "счастливое" в свою очередь ассоциируется с накоплением материальных благ и удовольствиями, которое подается как единственная цель, к которой должен стремиться человек. Но действительно ли таким примитивизмом определяются рамки нашей жизни, подаваемой нам секулярным мировоззрением, как эгоцентрическая удовлетворения своих потребностей, или оно имеет другой смысл связан с жертвенной любовью на подобие Святой Троицы? [4. с. 36].

Глубокие размышления о человеке и его личностное бытие приводят к выводу, что ее нельзя воспринимать только в материальных категориях, есть как чрезвычайно сложное сочетание биологических и физиологических функций. В основе человеческой личности лежит духовное начало, которое и одновременно обусловливается сверхъестественным отношением человека к Богу. Святой Максим Исповедник писал: "Если хочешь найти путь, ведущий к жизни, то ищи его в том Пути, который говорит:" Я есть путь, истина и жизнь "(Ин. 14: 6)" [9. с. 118]. "Потому что жизнь - это реальность, установленная не слепой стихией, смысл его в той великой цели, которая изначально предопределена Богом" [12. с. 6]. Христианство - это религия, которая дает человеку возможность единения с Источником жизни и спасает жизни. От чего же спасается жизнь Великим Спасителем, Который указывает Путь Жизни? Какие результаты спасения жизни? Ответ прост - это спасение жизни от смерти. "Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло ... В свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое "(Втор. 30: 15, 19). "Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И каждый, живущий и верующий в Меня не умрет вовек "(Ин. 11, 25 - 26). В христианстве проходит переоценка жизни: жизнь - не временное индивидуальное состояние, а вечное явление. В. Н. Лосский пишет: "... Дело Христа - реальность физическая, и следует даже сказать биологическая. На кресте смерть поглощается жизнью ". Христос, "смертью смерть поправ", воскресением Своим "открывает удивительную возможность - возможность освящения самой смерти; отныне смерть не тупик, а дверь в Царство" [8. с. 500]. Митрополит Антоний Сурожский, сам в прошлом врач, считает, что надо обращать внимание на то, что должна проходить подготовка человека к смерти. При этом он наставляет: "Готовьте умирающих не к смерти, а к вечной жизни" [10. с. 113]. Проблема жизни и смерти - основная проблема христианского сознания, решение которой определяет Христово Воскресение. "Жизнь бьет ключом из гроба, оно явлено смертью Христа и в самой Его смерти" [8. с. 501].

Так православное христианство видит смысл жизни в вечной жизни в Боге, которое иначе называется спасения. А это в свою очередь означает, во-первых, убеждение в том, что Бог есть, и Он является не только источником бытия, но и самим бытием, в Котором только возможно благо бытия всего существующего, возможно полноценное постижение Истины и познание сотворенного мира в его существе. Во-вторых, - предполагает понимание, что настоящая (земная) жизнь является не самодостаточной ценностью, но необходимым условием, переходной формой бытия личности для достижения ею совершенной жизни в Боге. Поэтому христианском сознании противоестественный атеистический призыв: "Верь, человек, тебя ждет вечная смерть!" - Поскольку в ней не остается самого главного - Жизнь, в котором состоит и осуществляется смысл [13. c 11 - 12].

Такое учение Православной Церкви относительно нашей жизни и назначения, которое основывается на источниках Божественного Откровения - Священного Писания и Священного Предания. И поэтому наш христианское мировоззрение должно быть направлено за земную жизнь, который воспринимает людей не как биологических существ, а как творений, призванных стать «богами по благодати» в перспективе нравственного совершенствования в Духе Святом. Ведь жизнь это действительно бесценный дар Божий, которым наделена человеческая личность, которая призвана «к почести вышнего призвания Божия во Христе Иисусе» (Флп.3, 14), т.е. к достижению совершенства и причастие Божеского естества [13. с. 12]. Но человек часто не готова принимать жизнь, которое собственно и делает из него человека, как личностное существо. А может и готова, и глобализационный процесс настолько манипулирует его жизнью, что она еще и свою слабость, не способна осуществить должный шаг. А еще несмотря на все это человеческая гордыня (в частности в сфере научного знания) говорит, что человек способен распорядиться подаренным ей жизнью по своему усмотрению. И поэтому неудивительно, что неправильное понимание своего предназначения и ценности собственной жизни и своей личности, превращает человека в технический материал или биомассу для "лабораторий" современной науки, предусматривающий посягательство на личностную достоинство человека как образа Божия и на ее Творца. И единственным защитником человека от превращения ее в "подопытного кролика" является православие, а на современном этапе развития науки можно отдельно выделить христианскую биоэтике. Этим термином человеческий лексикон пополнился совсем недавно, ему предшествовали размышления на тему ценности человеческой жизни, которые, как уже было сказано сопровождали христианство.

Тематический объем этой проблематики в значительной степени увеличился благодаря быстрому прогрессу биомедицинских наук, который ознаменовал особенно вторую половину XX в. Расшифровка генома человека, генная терапия, клонирование животных, возможности клонирования человека, искусственное изменение пола, экстракорпоральное оплодотворение, лечение с использованием эмбриональной ткани, эвтаназия, трансплантация органов, применения трансгенных растений для пищевых целей - это неполный перечень новых проблем, требующих осознания или правильнее сказать переосмысление в христианском мире с биоэтических позиций. И это в свою очередь дало толчок к возникновению в конце семидесятых годов прошлого века новой области этики, названной биоэтикой. По энциклопедическому определению «Биоэтика (биомедицинская этика, от греч. Βίος - жизнь и ἠθικός - то что касается морали, ἦθος - мораль) - это область междисциплинарного знания о границах допустимого вмешательства в процессы жизни и смерти человека с помощью новейших биомедицинских технологий» [ 16. с. 218]. Один из авторов и популяризаторов новой дисциплины онколог Ван Ренсселер Поттер так говорит о новом сроке: «Я выбрал корень bio для символизации биологического знания, науки о живые системы, и ethics для символизации познание системы человеческих ценностей» [17, с. 3].

Теги: Биоэтика как форма защиты богоподобного достоинства и свободы личности

Если Вам понравилась новость поделитесь с друзьями :

html-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
ВНИМАНИЕ!!! Вся информация предоставляется исключительно с образовательной целью. Наркотики вызывают зависимость, вредят здоровью и угрожают жизни! Главной причиной алкоголизма в нашем государстве есть традиция, которая несет серьезную угрозу будущему нации. Мы против курения, алкоголя и наркотиков