Подходы Европейского сообщества к проблеме формирования и внедрения здорового образа жизни

Подходы Европейского сообщества  к проблеме формирования и внедрения здорового образа жизни
Подходы Европейского сообщества
к проблеме формирования и внедрения здорового образа жизни

Сегодняшняя работа Европейского регионального бюро ВОЗ обнаружила, что Европейская программа "Здоровье для всех" предлагает лучший путь осознания всех возможностей системы здравоохранения как для старой, так и для новой Европы. Европейское региональное бюро ВОЗ решает широкий круг задач во всех сферах здоровья, тесно связаны с общей системой здравоохранения - образ жизни, окружающая среда, службы здоровья.

1991 г. на 41-й сессии Европейского регионального комитета ВОЗ было принято 38 задач в рамках программы "Здоровье для всех к 2000 году" (ЗДВ). Но еще в 1984 г. представители 32 государств-членов Европейского отделения ВОЗ утвердили первую группу Европейских задач по охране здоровья, что стало беспрецедентным актом солидарности и согласия в области здравоохранения. Это и положило начало Европейской политике достижения здоровья для всех.

Стратегия ЗДВ предусматривает повысить приоритетность вопросов укрепления здоровья и профилактики болезней, принять позитивные меры во всех секторах общества, деятельность которых влияет на здоровье, и уделять больше внимания роли отдельных лиц, семей и групп населения.

Основополагающие цели политики ЗДВ: обеспечение справедливости в области здравоохранения, улучшения качества жизни, которые должны способствовать продолжению его продолжительности, в т.ч. увеличению продолжительности полноценной жизни. Стратегия достижения целей ЗДВ реализуется путем улучшения образа жизни, окружающей среды и осуществления соответствующих медико-санитарных мероприятий.

Законодательство стран Западной Европы в значительной степени согласуется с основными требованиями в различных сферах жизнедеятельности представительных органов и организаций мирового и Европейского сообщества. Не является исключением и те аспекты законодательства, способствующие формированию и внедрению здорового образа жизни.

Требования Европейского сообщества по этому поводу изложены во многих международных правовых актах.

Так, Европейская социальная хартия и пересмотренная Европейская социальная хартия рассматриваются как инструмент обеспечения социальных прав человека, в том числе и обеспечение права на сохранение и укрепление здоровья. Она предусматривает право на защиту в случае увольнения, право работника на уважение его достоинства, право на защиту от бедности и социального исключения, право на надлежащие условия жизни, четырехнедельный отпуск. Хартию уже подписали Бельгия, Дания, Эстония, Италия, Кипр, Литва, Люксембург, Португалия, Румыния, Словения, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Финляндия, Франция и Швеция.

Специальным направлением содействие внедрению здорового образа жизни является реализация политики по созданию адекватного этой цели благоприятной окружающей среды. Общеевропейская политика в отношении окружающей среды и здравоохранения производилась на конференциях на уровне министров во Франкфурте (1989 г.) и Хельсинки (1994 г.). Основное внимание уделялось вопросам планирования в этой области. В Хельсинкской декларации по действиям в области окружающей среды и здравоохранения министры европейских стран взяли на себя обязательства по обеспечению партнерства между министерствами и региональными и местными органами управления для подготовки национальных планов действий по охране окружающей среды и здоровья. На начало 1999 г. 40 из 51 государств - членов ВОЗ уже завершили их подготовку.

Многое из национальных планов в определенных направлениях уже реализовано, в частности:

- В Финляндии утвержден для финансирования 40 научно-исследовательских проектов, чтобы решить указанные в планах проблемы в связи с распространением таких неинфекционных заболеваний, как аллергия и рак;

- Болгария, Венгрия, Румыния и Словакия начали осуществление инициатив по повышению потенциала и возможностей местных органов власти и управления, непосредственно связанных с деятельностью по реализации планов гигиены окружающей среды;

- В Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Словакии и Чешской Республике начата реализация проекта при поддержке со стороны программы Phare Европейского Союза с целью ликвидации последствий загрязнения воздуха на здоровье;

- В Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане созданы специальные фонды этих стран с целью использования средств, поступающих от приватизации, а также ряд систем ценообразования и штрафов для решения неотложных экологических проблем, предусмотренных планами.

Значительный вклад в содействие внедрению здорового образа жизни сделала организованная ВОЗ и правительством Великобритании III Лондонская конференция на уровне министров окружающей среды и здравоохранения, состоявшейся в июне 1999 г. Это самый значительный политический форум в области окружающей среды и здоровья с тем, что никогда проводили в Европе. Более 900 участников, в том числе 72 европейских министров представили все страны Европы. Конференция направлена ​​на выработку общей для всех программы действий, на сотрудничество между различными министерствами для решения срочные и невидкладниших проблем и улучшение состояния здоровья населения.

Параллельно с Лондонской конференцией проводился Форум "Здоровая планета", координацию которого по линии неправительственных организаций осуществлял UNED / UK (Комитет Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии / Комитет Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию). Впервые неправительственные организации участвовали практически на всех стадиях подготовки Протокола конференции Хартии и Декларации, является примером привлечения широких слоев населения к решению проблем на высшем уровне.

На конференции были приняты:

· Протокол по проблемам водопользование и здоровья.

· Хартия по транспорту, окружающей среды и здравоохранения.

· Лондонская декларация.

Протокол по проблемам водопользование и здоровья к Конвенции ЕЭК / ООН 1992 г. об охране и использовании трансграничных водотоков и международных озер имеет обязательный в правовом поле характер.

По данным 110 миллионов людей в Европейском регионе не имеют доступа к безопасной питьевой воде. Каждый седьмой человек в Европе страдает от недостатка безопасной воды питьевой, а такие "средневековые" болезни, как холера и брюшных тиф, все еще случаются время от времени в регионе. В данном Протоколе, который является совместной инициативой ВОЗ и Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций, определены задачи и сроки в трех сферах, вызывающих обеспокоенность, а именно: обеспечение надлежащего питьевого водоснабжения и санитарии, безопасное водоснабжение для сельского и водного хозяйства и в рекреационных целях и обеспечения эффективности систем мониторинга и регулирования факторов риска и опасностей для здоровья людей. Протокол является важной правовой основой, опираясь на которую работники здравоохранения и все, кто активно отстаивает интересы, смогут противостоять загрязнению окружающей среды в сельском хозяйстве и промышленности, а также привлечь для этого большое количество партнеров в самых разных секторах, что необходимо для создания доступных условий пользования безопасной водой - одной из важнейших предпосылок здоровья.

В Хартии по транспорту, окружающей среды и здравоохранения отмечается, какой пользой для человечества есть удобства дорожного транспорта с точки зрения последствий для здоровья широких масс населения и негативного влияния на рост и развитие экономики. В Хартии определены новые задачи стратегии в области здравоохранения, транспортной политики и землепользования. Достигнутые соглашения относительно принципов, задач и практических стратегий, направленных на уменьшение связанной с транспортом вреда для здоровья населения. Конкретные задачи по улучшению здоровья посвящены таким вопросам, как качество воздуха, травматизм, физическая активность, шум.

Хартия звклакае совершенствовать координацию политики в отношении окружающей среды, транспорта и здравоохранения; создавать механизмы для интегральной оценки влияния стратегии по транспорту на окружающую среду; внедрять системы мониторинга; разрабатывать для сектора транспорта рекомендации по гигиене окружающей среды. В Хартии отмечается, как мы расплачиваемся нашим здоровьем за тот транспорт, которым пользуемся, что, в свою очередь, вызывает также скрытые экономические затраты. Внешние расходы, связанные с транспортом, по оценке составляют 4,1% валового внутреннего продукта Европейского Ссоюзу. В этих расчетах учитываются убытки, связанные с вредом для здоровья и транспортными пробками, но не учитывается существенная экономия, которую можно было бы достичь за счет снижения расходов на здравоохранение, предоставив населению, что ведет в целом сидячий образ жизни , реальный выбор различных видов безопасного передвижения.

Хартия предусматривает широкий диапазон мер, которые необходимо принять на местном и национальном уровнях с целью добиться улучшения в этой сфере. В частности, эти меры касаются планирования транспорта и землепользования, программ инвестирования в инфраструктуры, принятия соответствующих политических решений относительно действий, направленных на повышение привлекательности общественного транспорта, езды на велосипедах и ходьбы, а также уделение особого внимания группам риска в данных условиях, таким, например, как дети и престарелые.

Хартия особо подчеркивает пользу простых, но в целом забытых, средств передвижения, а именно на велосипедах и ходьбы. Есть данные о том, что если бы те, которые ведут сидячий образ жизни, тратили бы полчаса в день для въезда на велосипедах или ходьбу, то показатель распространенности болезней сердца, ожирения и диабета скоротався бы наполовину. В некоторых странах (таких, например, как Швейцария, Великобритания, Нидерланды, Дания, Норвегия) приняты национальные стратегии поощрения указанных видов передвижения, но даже в Нидерландах только 1% населения ежегодно ездят на велосипедах, а в Великобритании соответствующий показатель составляет всего 0, 1%. Важнейшей проблемой является создание адекватной инфраструктуры для безопасной ходьбы и передвижения на велосипедах.

Хартия не является юридически обязательным документом, но министры договорились об изучении в весной 2000 г. вопросу о возможности осуществления, необходимости и содержания нового законодательного инструментария.

Лондонская декларация выдвигает другие первоочередные задачи и проблемы:

· Ранние последствия климатических изменений для здоровья людей, в том числе необходимость мониторинга последствий для здоровья, которые уже начали проявляться в разных частях Европейского региона;

· Охрана здоровья детей и окружающей среды: предупреждение лиц, разрабатывающих и определяющих политику, для обращения внимания на действия, необходимые с учетом особой уязвимости детей относительно последствий безответственной деятельности в области экологической безопасности;

Содействие активизации участия широких масс населения и общественности в решении проблем гигиены окружающей среды, в том числе доступ к информации;

· Надлежащая практика деятельности по охране здоровья в местах работы в свете требований охраны окружающей среды и обеспечения безопасности;

· Местные проекты в области охраны окружающей среды и здоровья;

· Экономические перспективы в области окружающей среды и здоровья;

· Реализация национальных планов действий в области гигиены окружающей среды.

В отдельной группе документов общеевропейского уровня заложены основные принципы развития физкультуры и спорта. Это, в частности, нормативно-правовые акты Совета Европы Европейская хартия "Спорт для всех" - принята Советом Европы в 1975 г.; Европейская конвенция против применения допинга, которая вступила в силу с 1 марта 1990 г. Она также подписано полномочным представителем Украины в Совете Европы 2 июля 1998 в Страсбурге; Европейская конвенция насилия и надлежащего поведения зрителей во время спортивных мероприятий и, в частности, футбольных матчей - принятая Советом Европы 19 августа 1985 в Страсбурге; Система европейских тестов для определения физического состояния населения " ЕВРОФИТ "; Спортивная хартия Европы, рекомендована к выполнению Комитетом по развитию спорта Совета Европы в 1997 г., и другие.

Участие общественности и доступ к информации подальше визнються как основополагающие элементы необходимого перехода к таким реформам развития, которые были бы благориятнимы для окружающей среды и здоровья. Орхусская конвенция, принятая в июне 1998 г. и подписана 39 государствами и Европейским сообществом, является сейчас наиболее важным региональным документом, который позволяет увеличить права общественности на доступ к информации, участие в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам окружающей среды и экологически обусловленных аспектов здоровья.

В социально стабильных странах медицинское законодательство чрезвычайно развито. Так, например, в ФРГ, Франции, США, Италии существуют лекарственные или медицинские кодексы, нормы которых подробно регламентируют права граждан в области здравоохранения, профессиональной деятельности медиков, устанавливают четкую ответственность за нарушение данных норм.

Медицинское законодательство Испании, Франции, Германии и других стран охватывает такие его аспекты:

- Разделы общего законодательства о планировании семьи, место гражданина, семьи, детей в обществе, регулирование вопросов о правах и обязанностях матери и отца, о возмещении убытков в случае потери здоровья;

- Уголовное законодательство, особенно о покaрання за причиненный вред здоровью другому лицу или убийство, за употребление наркотиков, за преступление, совершенное в нетрезвом состоянии (Испания и другие государства);

- Законодательство о социальном страховании, регулювавання финансовой поддержки при заболеваемости и инвалидности (Германия, Испания, Франция) и др.;

- Законодательство о труде, раздел об охране труда, о пожарной охране и предотвращению несчастных случаев на производстве, об условиях труда на рабочем месте и в целом о трудовой гигиене, о месте женщины и молодежи в трудовом процессе (Испания, Польша, Германия, Люксембург) и т.п.;

- Социальное законодательство о привлечении к общественной и трудовой жизни инвалидов детства и труда, а также асоциальных групп населения (Германия, Франция, Испания, Люксембург)

- Законодательство о защите окружающей среды и очистку от отходов производства (Венгрия, Германия, Норвегия, Польша)

- Законодательство о физической культуре и спорте - об обязательствах государственных органов строить спортивные сооружения, создавать систему лечебной физкультуры, спортивных занятий в учебных заведениях, ответственность за спортпросвиту населения (Люксембург);

- Законодательство о налогах, кредиты, налогообложения, ценообразования на продукты питания, алкогольные напитки и табачные изделия, для закупки садовых участков (Англия, Норвегия, Финляндия);

- Законодательство о правилах уличного движения, о трезвости, о применении средств защиты, о внимании и все аспекты страхования (Австрия, Люксембург и др..)

- Приказы о распределении госбюджета на нужды местных органов здравоохранения и содействия здоровому образу жизни (Франция).

Внедрение здорового образа жизни в значительной степени зависит от особенностей систем здравоохранения. В Европейских странах имеются значительные различия в системах финансирования и организации служб здравоохранения. В Западной Европе системы здравоохранения можно разделить на две группы, а именно: на системы "бевериджськои" и "бисмаркской" моделей.

Толчком к становлению так называемых бевериджських или национальных систем здравоохранения послужил опубликованный в 1942 году отчет Беверидж (Beveridge), где систематизированы организации здравоохранения, принятые Швецией в 30-е годы. В рамках этих систем медицинское обслуживание финансируется путем обложения, контролируется парламентом, доступное для каждого гражданина страны или лица, проживающего в ней. Государственные служащие ответственны за управление службами здравоохранения. Они, при случае, имеют возможность заниматься медицинской практикой. Врачи при такой системе получают ставку или зарплату, размеры которой зависят от количества населения, ими обслуживается, а стационары имеют общий бюджет. Все страны Северной Европы (Дания, Ирландия, Норвегия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Финляндия, Швеция) приняли сохранили эту модель после второй мировой войны. Страны Южной Европы (Греция, Испания, Италия, Португалия) присоединились к группе в 80-е годы. На сегодня эта модель является доминирующей в развитых странах. Преимущества этой модели (общий доступ, контроль за расходами, большая справедливость и свобода доступа) объясняют ее распространенность.

Основные принципы функционирования бевериджськои системы здравоохранения следующие:

· Финансирование за счет части поступлений налогов;

· Контроль со стороны правительственных органов;

· Государственное финансирование;

· Определенное использование частного сектора;

· Свободный доступ для всех граждан;

· Управление со стороны государственных органов, их высокая приоритетность;

· Врачи получают ставку или зарплату, в зависимости от кильности населения, они обслуживают;

· Наличие некоторых доплат из личного бюджета пациентов.

Основу так называемых бисмаркской систем здравоохранения или систем медицинского страхования составило принято в Германии социальное законодательство (1883 г.).

Теги: Подходы Европейского сообщества к проблеме формирования и внедрения здорового образа жизни

Если Вам понравилась новость поделитесь с друзьями :

html-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
ВНИМАНИЕ!!! Вся информация предоставляется исключительно с образовательной целью. Наркотики вызывают зависимость, вредят здоровью и угрожают жизни! Главной причиной алкоголизма в нашем государстве есть традиция, которая несет серьезную угрозу будущему нации. Мы против курения, алкоголя и наркотиков