Значительное негативное влияние на здоровье детей имеет уменьшение двигательной активности, гипокинезия и гиподинамия, обусловлены большим количеством общеобразовательных уроков в школе, домашних заданий, длительным пребыванием у телевизора, недостаточной занятостью физической культурой.
Как свидетельствуют результаты обследования, проведенные Украинским институтом социальных исследований в 1997-1999 годах, около 90% школьников занимаются физической культурой в рамках утвержденной школьной программы (2 часа в неделю), остальные - по программе специальных медицинских групп или полностью освобождены от занятий физической культурой. Многочисленные исследования (Г.Л. Апанасенко, В.К. Бильсевич, А.Д. Дубогай) убедительно доказывают, что традиционный школьный урок физического воспитания по содержанию, объему и интенсивности нагрузок, не совсем соответствует потребностям растущего организма, не учитывает индивидуальных возможностей школьников.
Одной из проблем несостоятельности и неэффективности нынешней системы физического воспитания является то, что ее содержание имеет не оздоровительный, а образовательный характер. Школьный урок физической культуры, направленный, прежде всего, на решение учебных задач, связанных с расширением функциональных ресурсов организма школьника, который еще развивается, повышением его иммунологической устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды, оказывает минимальное влияние на оздоровление ребенка. Другой важной проблемой недостаточной эффективности физического развития в школе (даже при условии рационализации объема) является отсутствие условий для достижения кумулятивного эффекта - тренировочного и оздоровительного. В действующей системе школьного воспитания отсутствует дифференцированный подход к выбору физических нагрузок в соответствии с уровнем развития, физической подготовленности, биологического возраста школьника. Поэтому учеными ведется поиск оптимального подхода к использованию времени, которое отводится на физическое воспитание школьников.
Однако, к сожалению, добиться преодоления гиподинамии и гипокенезии, которые надвинулись на подрастающее поколение, улучшения здоровья в рамках только уроков физического воспитания практически невозможно. В то же время лишь незначительная часть школьников охвачена внеклассной и внешкольной формами физкультурных занятий. С усилением коммерциализации деятельности физкультурных и спортивных клубов, секций, групп, возможность принимать в них участие детям из семей с низким и средним достатком резко сократилось.
Летние детские оздоровительные лагеря (ДОЛ), основным направлением деятельности которых является активный отдых, который осуществляется с помощью и с использованием физических упражнений, подвижных и спортивных игр на суше и на воде, купания и обучения плаванию, соревнования по различным видам двигательной деятельности, имеющих цель хотя бы частично компенсировать недостаточную оздоровительную эффективность школьной системы физического воспитания (В.Л. Байков, Е.Я. Бондаревский, А.Ю. Жуковский и др.)..
Как показывает анализ литературы, на благоприятные возможности, созданные когда-то в детских лагерях, а ныне оздоровительных детских лагерях, для развития двигательных качеств и навыков, усиленного физического развития, работоспособности, функциональных возможностей школьников указывается в трудах многих ученых (Р.О. Альбицкий, В.М. гендера, Д.В. Железного, Ю.А. Карпа, Н.Д. Туленков, С.Ф. Цвека и др.).. Изучением специфической роли детского лагеря как социально-педагогической среды для рационального физического воспитания и развития подрастающего поколения занимались Е.И.Коваленко, М.Б.Коваль, В.В.Пимова, Л.Е.Пундик, Н.Г.Трофимюк, а некоторые из них рассматривали вопрос о возможностях среды, базы лагеря для оздоровления и физического развития детей, однако его изучение как среды еще не дало своих результатов в физическом развитии ребенка, хотя изменения в этой среде могут иметь значительное воздействие на здоровье детей.
В связи с определенной переориентацией детских летних оздоровительных лагерей в новых социально-экономических условиях, ряд вопросов так и остаются недостаточно разработанными. В частности перенос акцента с идейно-воспитательной прикладной функции (составление норм ГТО, БГПО) на оздоровительную, что обусловлено, с одной стороны, исключением идеологической направленности работы детских летних лагерей, а с другой - дальнейшим ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения. Вторым новым аспектом стала коммерциализация детского внешкольного отдыха, которая также требует еще своего изучения и решения проблем, которые при этом появляются.
Программы физического воспитания, научно-методические рекомендации по организации физкультурно-оздоровительной работы в детских оздоровительных лагерях применительно к современным условиям не разработаны, поскольку отсутствуют фундаментальные теоретические исследования по данной проблематике.
Таким образом, социальное и педагогическое значение поставленной проблемы, отсутствие научных и методических трудов по данной проблеме обусловили актуальность нашего исследования и выбор темы: "Социальная педагогические условия совершенствования физического состояния детей в летнем оздоровительном лагере".
Диссертационная работа выполнена в соответствии с научной программы Львовского государственного института физической культуры и утверждена Советом института (протокол № 7 от 24.ИV.2000 г.) и Советом по координации научных исследований в области педагогики и психологии Украины (протокол № 4 от 23.V. 2000 г.).