
зависимости происходит в следующей последовательности:
1. Эксперимент. На этом этапе потенциальный потребитель изучает, как можно поднять себе настроение с помощью наркотических веществ. Он на собственном опыте определяет действие наркотических веществ на сознание.
2. Периодическое употребление (стадия контролируемого приема). Прием наркотических веществ связан с какими обстоятельствами. Периодическое употребление характеризуется определенной степенью самоконтроля за частотой употребления и дозой.
3. Регулярное употребление. На этом этапе потребитель больше не употребляет наркотик только для того, чтобы получить положительные эмоции, он также пытается избавиться от негативных эмоций и состояний.
4. Навязчивая идея. На этом этапе потребитель в значительной степени рассчитывает на наркотик как на средство избавления от негативных эмоций.
5. Формирования психофизиологической зависимости. Последним этапом является психофизиологическая зависимость. На этом этапе потребителю трудно становится воспроизвести положительные моменты, которые раньше мотивировали его поведение. Теперь вместо эйфории он получает только возможность ненадолго отдохнуть от физических и психических проблем. Главной целью является избавление от симптомов абстиненции.
Диагностическими критериями наличия наркомании, т.е. зависимости от психоактивных средств, является наличие у субъекта не менее трех из нижеперечисленных признаков:
• субъект часто принимает препарат в больших дозах и более длительное время, чем сам планировал;
• им владеет постоянное желание или же он совершает одну или несколько безуспешных попыток сократить или урегулировать прием препарата;
• много времени тратится на деятельность, связанную с добыванием препарата, его употреблением (например, постоянное курение) и на то, чтобы прийти в себя после воздействия наркотика;
• нахождение в состоянии опьянения или абстиненции как раз в тот момент, когда было необходимо выполнение каких-либо важных обязанностей на работе, в учебном заведении или дома (например, прогул), или же в тот момент, когда употребление наркотиков эт 'связано с риском для жизни (например, управление автомобилем);
• пренебрежение важными профессиональными или общественными обязанностями, связанное с приемом наркотика;
• продолжение приема наркотика, несмотря на явные негативные последствия для здоровья и общественного положения, и осознание того, что дальнейший прием может усугубить эти нарушения (например, продолжение приема героина, несмотря на семейные ссоры, кокаина, несмотря на депрессию, которая развивается, алкоголя, несмотря на обострение язвенной болезни);
• заметное увеличение толерантности: необходимость повышения доз вещества, которое употребляется (не менее чем на 50%) для достижения желаемого действия или значительное ослабление эффекта от обычной дозы;
• наличие характерного синдрома отмены;
• употребление наркотика для предупреждения или ослабления синдрома отмены.
Примечание: последние два пункта не относятся к конопле и галлюциногенов.
Следует подчеркнуть, что эйфория (приятное ощущение) при приеме наркотиков является проявлением их токсического действия на организм. Она более выражена при первых применениях, и быстро угасает (иногда уже после первого приема).
Мотивы приема наркотиков у детей и выявить очень трудно. Это может быть и любопытство, и желание ощутить эйфорию, и быть «таким как все» в группе, и выглядеть более взрослым.
Чем моложе пациент, тем большее значение имеет групповой мотив. Доказательством этого является то, что долгое время дети и подростки употребляют психоактивные вещества без выбора, те, которые удалось найти, и важным является именно общее опьянения, которое сближает группу, уравнивает ее членов.
Очень важной целью, стоящей перед учителями, родителями, медицинскими работниками, является раннее выявление признаков употребления наркотических или психотропных веществ подростками. Последствиями обнаружения должны быть соответствующие воспитательные или медицинские действия.
Ранними признаками употребления наркотических веществ, независимо от их вида, могут быть такие изменения в поведении, характере и физиологии подростков:
• необоснованное исчезновения из дома на достаточно длительное время;
• пропуски занятий в школе, снижение успеваемости в учебе;
• резкие изменения в поведении, которые не были свойственными ранее, (необоснованная агрессивность, злобность, замкнутость, изменение круга друзей, неряшливость);
• частые обращения в аптеку;
• появление лживости, отчужденности;
• возникновения долгов;
• исчезновение ценных вещей и денег из дома, кражи;
• потеря интереса к учебе, труду, увлечений, просмотра телепередач;
• исчезновение из дома таких химических веществ, как уксус, питьевая сода, перманганат калия, йод, ацетон и другие растворители;
• появление у подростка флаконов с неизвестными жидкостями, а также пакетов с растительным сырьем;
• нахождение в подростка шприцев, игл, резиновых жгутов, закопченных ложек, таблеток, наркотических веществ;
• появление в лексиконе подростков новых жаргонных слов: баян, машина - шприц, колеса - таблетки; драп, план, дурь, ширка, мулька - названия наркотических веществ и др..;
• наличие у подростков следов от инъекций в других частях тела;
• расстройства сна (бессонница или чрезвычайно продолжительный сон, сон днем, тяжелое пробуждение и засыпание, тяжелый сон);
• расстройства аппетита (резкое повышение аппетита или его отсутствие, прием большого количества сладостей, появление чрезвычайной жажды);
• колебания размера зрачков (резко расширены или сужены до булавковои головки) и цвета кожи (резко бледная, сероватая).
Ранние признаки употребления наркотиков могут быть разными, в зависимости от того, какой наркотик, в каком количестве и комбинации принимает подросток.
В зависимости от того, в каком состоянии находится подросток (опьянение, выход из него, или в перерыве между приемами наркотиков), ранние признаки употребления наркотических веществ могут отличаться.
Теги: формирование зависимости происходит в следующей последовательности