
Те, кто иногда заглядывает в PinchukArtCentre, чтобы быть в курсе веяний современного искусства, наверное помнят две яркие скульптуры Такаши Мураками: парня, который маструбуе и, как лассо, набрасывает вокруг себя собственную сперму и девушку, скачущий на скакалке с застывшего молока с ее пышной груди. Это Хиропон (Hiropon) и «Мой одинокий ковбой» (My Lonesome Cowboy), которые были представлены на предыдущей выставке «Сексуальность и трансцендентность». Персонажи взяты из популярной манга-культуры.
Ц ього раз мастер нео-поп представил свою новую работу «Император и его новое платье», что перекликается с известным литературным персонажем из сказки Ганса Христиана Андерсена о голом короле. Такаши Мураками не скрывает своего сходства с собственными героями. Напротив, он настаивает на том, что они - его воплощение. Также в ПинчукАртЦентре представлена еще одна его новая работа. И снова картина напоминает самого художника. Выполненная в стиле граффити, о чем свидетельствуют всплески и стекающие капли краски. На самом деле Мураками рисовал эскизы в виде скетчей и обрабатывал и переносил их благодаря компьютерной графике на полотно.
Зайдя в следующей зал, вы попадаете в мир Такаши Мураками. Его еще называют психоделическим через странные образы, которые использует художник. Со стен улыбаются «прикольные» цветные цветы, которые растут разные, а в центре - «Мистер DOB в странном лесу». Мистер DOB - главный герой Такаши Мураками, созданный им в 1993 году. Сначала он выглядел как микроскопическая модель ДНК, которая имела очки и ротик. Со временем вместе с изменением представлений художника модернизировался и сам Мистер DOB. Похож на Микки-Мауса, на левом ухе его виднеется буква D, на правом - В, а круглый ротик напоминает «О». Только если в 1994 году он улыбался (как и представлен на сегодняшней выставке), то со временем стал многоглазый, с ужасными острыми зубами и жуткой улыбкой.
Вокруг психоделического персонажа - загадочный лес грибов. Они также странные, яркие, со многими зловещими глазами. Автор рассказывает, что его работа создана под впечатлением от «Алисы в стране чудес». Однако, если учесть, что появилась она в начале девяностых, становится очевидным вероятный связь и с атомным «грибом» в Хиросиме и Нагасаки, и с галлюциногенными грибами, которые потребляла молодежь. Подобные интерпретации не стоит отбрасывать, считает Елена Ковалева, гид «ПинчукАртЦентр». Она рассказывает, что в своих работах Такаши Мураками объединяет японскую традиционную и современную американскую культуры.
«Этот художник очень разноплановый. Он занимается и дизайном, и аниме, и мультипликацией, и искусством, - говорит экскурсовод. - Мураками даже присоединяется формирований тенденций современной моды. Вы могли видеть его влияние на Луи Виттона. В 2003 году Мураками сделал свой вклад в стилистику известного дизайнера. Ранее Луи Витон был лишь «золотой на коричневом фоне». Такаши Мураками ввел узорчатые тематику. Яркие буквы на было фоне сочетаются с популярными персонажами художника в новых трендах Виттона ».
Манеру исполнения своих произведений Мураками называет суперфлет (superflat - англ. - Плоский). Это понятие будет корректным как в прямом, так и в переносном смысле. Дело в том, что вначале работы малоизвестного в то время Мураками изготавливались как надувные шарики, которые было очень удобно транспортировать. С другой стороны японский художник не дает своему искусству никакой метафизики, называя его плоским, ведь использует образы массовой культуры.
Такаши Мураками является одним из художников-патронов Премии Future Generation Art Prize , экспозиция участников которой параллельно выставлена в ПинчукАртЦентре.
Теги: Японские микки-Маусы и галлюциногенные грибы в центре современного искусства