
Ни для кого не секрет, что выпить у нас в стране любят. Но для некоторых спиртное - это лишь способ расслабиться в праздники, а для других - уже необходимость, которая перерастает в серьезную проблему. Через чрезмерное пристрастие к алкоголю распадаются семьи, рушатся судьбы, страдают дети. Чего только не делают женщины, чтобы вернуть к прежней жизни своих заблудших мужчин. И травами поят, и таблетками кормят, и к бабкам водят. Кодирования выбирают наверняка те, кто уже потерял надежду. Страшновато как-то: одним якобы помогает, другие - еще больше пить начинают. Да и вообще, это все от нечистого, шепчут бабушки на лавочке. Вот мы и решили выяснить, что на самом деле представляет собой этот метод.
Что значит кодирование?
Некоторые люди до сих пор уверены, что кодирование - это работа колдунов и магов. Другие полагают, что под кожу алкоголику вшивается ампула со смертельным ядом, от которого можно умереть. На самом деле термин "кодирование от алкоголизма" является народным названием стрессопсихотерапии - абсолютно законного, запатентованного метода избавления от алкогольной зависимости, разработанного врачом Александром Довженко еще в 80-х годах прошлого века. Метод построен на внушении в сознательном состоянии, с помощью которого человеку дается установка на трезвую жизнь и вырабатывается отвращение к спиртному. "Но это не совсем гипноз, - рассказывает психиатр, нарколог Украинского научно-исследовательского института социальной, судебной психиатрии и наркологии МЗ Украины Дмитрий Лебедев. - В данном случае больной находится в сознательном состоянии. Он помнит все, что с ним происходит, все понимает, воспринимает, и в любой момент может это прекратить ".
При этом человеку ничего не колют и не ушивают. Основой метода Довженко является формула внушения, которая заключается в том, что от болезни больного лишает не его собственная воля, а воля психотерапевта. Приняв решение о необходимости лечения, определив самостоятельно минимальный срок полного воздержания от алкоголя, больной полностью возлагается на врача и выполняет все его указания. Закодироваться можно практически на любой срок - на год, два, три, десять или даже пожизненно. Само же лечение проводится в течение одного дня. Но без специальной подготовки этого делать нельзя. Полное воздержание от употребления алкоголя в течение трех недель перед лечением является обязательным условием метода. Это необходимо для проверки устойчивости желания пациента лечиться, активирует волевые механизмы и создает психологическую настроенность для восприятия дальнейшего терапевтического действия.
"Волков бояться - в лес не ходить"
Слухи об опасности кодирования ходят разные. Говорят, что от этого и ум теряют, и инвалидами становятся, и вовсе умирают. На самом деле никаких побочных эффектов не существует, утверждает частный психиатр Нона Ткаченко, которая практикует лечение алкоголизма вместе с учеником Довженко врачом Алексеем Наумовым. "Возможные негативные последствия нарушения кода, в основном психологические, - рассказывает врач. - Но все это подробно разъясняется пациентам во время лечения. Они даже дают специальную расписку о том, что обо всем предупреждены. Сам же по себе метод абсолютно безвреден!
Нарушать код категорически запрещается. Но если уж совсем невмоготу, можно прийти к врачу и раскодироваться, утверждают специалисты. Этот факт значительно снижает тягостные переживания и ощущения в начале периода воздержания. "Проводить данное лечение может врач-нарколог, прошедший соответствующую подготовку", - говорит Дмитрий Лебедев. Как удалось выяснить в процессе написания материала, занимаются этим в основном частнопрактикующие наркологи, лечение в которых стоит в среднем 500-1000 грн.
Главное - желание
Следующий вопрос заключается в том, что подходит кодирования не всем. Нельзя применять его к людям с определенными сопутствующими психическими, неврологическими и другими нарушениями. Но главным противопоказанием является принуждение. Лечение против воли и желания самого больного недопустимо и полностью ликвидирует терапевтический эффект, поскольку психотерапия против воли человека не действует, подчеркивает Дмитрий Лебедев. То есть, не пить - нужно захотеть самому, а помочь вам в этом - уже задача врачей.
Кроме психотерапевтического лечения алкоголизма, существует также медикаментозное. Сюда можно отнести такие препараты как "Пропротен 100" в виде таблеток, "Тетлонг-250" в виде инъекций, "Эспераль", применяемый для имплантации т.д.. В случае нарушения трезвости при медикаментозном лечении ситуация может быть действительно сложной, ведь в организм человека вводят лекарства, несовместимые с алкоголем. При несоблюдении режима лечения у человека возникает токсическая реакция, сопровождающаяся дыхательной недостаточностью, нарушением сердечного ритма, стенокардией или даже летальным исходом.
Вызвать интоксикацию может обычный сироп от кашля, который содержит определенный процент спирта или иммуностимулирующее настойка. "Пол-ложечки настойки эхинацеи почти отправили меня на Луну, - вспоминает Игорь Михайличенко, который лечился" Эспераль ". - Дыхание остановилось, откачивали кислородной маской, даже вспоминать страшно". Игорю, можно сказать, повезло. Случаются и необратимые последствия. Итак, прежде чем поднимать иммунитет эхинацеей, учтите, что это тот же алкоголь.
Кодировать или не кодировать?
Если верить специалистам, то эффективность кодирования по Довженко довольно высока. По разным данным, она составляет от 86 до 92 процентов. По крайней мере, добиться ремиссии, чтобы человек некоторое время вела абсолютно трезвый образ жизни, вполне реально. Бывает, что после окончания срока кодирования пьянство принимает еще более тяжелый характер. Кое-кто связывает это с кодировкой. Но это ошибочное мнение, утверждает психотерапевт Дмитрий Лебедев. "Ответ заключается в том, что алкоголизм - заболевание хроническое и прогрессирующее", - говорит врач. - Можно пять лет чувствовать себя замечательно и вообще не употреблять, а потом снова пуститься во все тяжкие. Ведь бывшему алкоголику пить ни капли нельзя. "При употреблении спиртного у больного вновь появляется болезненное влечение к алкоголю, - рассказывает Дмитрий Лебедев. - Алкоголик, который не пьет, все равно остается алкоголиком, поскольку в его организме уже произошли необратимые изменения".
Медики в основном положительно относятся к кодированию как к психотерапевтического метода учитывая, что наряду с медикаментозным лечением, это метод выбора в терапии алкогольной зависимости. "Ну что плохого в том, что человек хочет быть трезвым, а ей в этом помогают, - говорит Дмитрий Лебедев. - Ведь никто никого ни к чему не принуждает. А больных много, и если человека удается вернуть к нормальной жизни - это очень хорошо ".
Сказать однозначно, кодируйтесь ли кодируйтесь, будет неправильно. Каждый самостоятельно должен решить, нужно ему это или нет. А мы желаем, чтобы ваша любовь к жизни и к семье была гораздо сильнее влечения к алкоголю и вам не приходилось прибегать к крайностям.