
Сообщение в СМИ о первых зафиксированы жертвы т.н. «Легальных наркотиков» - экзотических растений и различных курительных смесей, которые проявляют ейфоризуючу действие на организм человека, появились только в 2009 году. Официальные лица МВД и Минздрава Украины, выступили с предупреждающими заявлениями по поводу распространения «легальных наркотиков». В частности, осознавая большую опасность для здоровья людей, которую представляет немедицинское употребление ароматизированных курительных смесей МВД Украины инициировало рассмотрение вопроса о введении контроля за их оборотом. МОЗ Украины разработало проект Постановления КМ Украины «О внесении изменений в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров». 31 мая 2010 Правительство Украины согласилось с предложением Минздрава и в соответствующем Постановлении расширил Перечень, введя к этому еще 40 веществ, содержащихся в дыме курительных смесей. Вопрос относительно остальных психоактивных веществ, которые попадают в организм при вдыхании дыма вышеуказанных смесей находятся на рассмотрении в Государственном Комитете Украины по вопросам контроля за наркотиками.
Отрицательное действие на организм человека психоактивных веществ и их смесей очевидна. Однако, еще более опасным является тот факт, что таким образом наркодилеры проводят подготовку молодежи к дебюту употребления «взрослых» наркотических средств, осознавая, что потребители ароматизированных курительных смесей в будущем могут стать наркозависимыми.
По данным МВД Украины с начала года зарегистрировано около 600 фактов связанных с незаконным оборотом и сбытом курительных смесей. Возбуждено 183 уголовных дела, из них 29 - по фактам использования сети Интернет. Однако в значительном количестве случаев в возбуждении уголовных дел было отказано из-за того, что некоторые изъятые вещества еще не внесены в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, утвержденного соответствующим постановлением Правительства Украины. 3 начале апреля месяца 2010 года органы специалистами внутренних дел установлено более 700 веществ отношении которых на территории Украины не приняты меры контроля. На сегодняшний день отсутствует и научная классификация смесей для курения в нашем государстве.
Одновременно, оборот указанных веществ, на территориях соседних с Украиной государств (в частности, Россия и Беларусь) был запрещен в прошлом году, что привело к массовому контрабандному ввозу их на украинскую территорию.
Психоактивные компоненты смесей также запрещены во многих странах Европейского Союза, в частности в Германии, Великобритании, Франции, Швеции, Эстонии, Польши и проч.
2. Цели и задачи принятия акта
Существуют различные пути борьбы с незаконным распространением веществ, проявляющих психоактивное действие при их употреблении. В законопроекте № 7456 «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» (относительно лицензирования производства, оптовой и розничной торговли смесями для курения и веществами для ароматизации воздуха) зарегистрированному 13.12.2010 года в Верховной Раде Украины предлагаются меры распространение лицензирования на производство, оптовую и розничную торговлю смесями для курения.
Авторы этого альтернативного законопроекта предлагают более системный подход - отнесение ароматизированных курительных смесей и отдельных пищевых продуктов и диетических добавок, содержащих психоактивные вещества до аналогов наркотических средств, по которым в действующем законодательстве уже предвидении меры контроля и ответственности.
Введение такой нормы позволит предотвратить появление «дублеров» существующих наркотических препаратов, которые не попали под запрет из-за того, что не существует непосредственного упоминания о них в действующем Перечне наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Если бы с 2009 года существовала бы возможность привлекать к правовой ответственности за распространение подобных смесей по причине того, что распространяются аналоги наркотических средств, то это бы позволило сохранить здоровье многих молодых людей.
Положительной стороной предложенного законопроектом решения является тот факт, что не нужно принципиально менять существующие нормативно-правовые акты и не вводить дополнительные еще не апробированы механизмы противодействия наркомании, которые могли бы затронуть, например, прав пациентов.
3. Общая характеристика и основные положения проекта акта
Законопроектом расширяется и уточняется содержание термина «аналоги наркотических средств и психотропных веществ».
Предлагается запретить в Украине какую-либо рекламу аналогов наркотических веществ. Введем новые направления государственной политики контроля за оборотом наркотических средств - в частности, «предотвращение сокрытию наличия наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров в товарах народного потребления, в частности в ароматических курительных смесях, чаях и пищевых продуктах для специального диетического питания, функциональных пищевых продуктах и диетических добавках »и« введение системы разрешений и заключений о подтверждении отсутствия наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в товарах народного потребления, в частности в ароматических курительных смесях, чаях и пищевых продуктах для специального диетического питания, функциональных пищевых продуктах и диетических добавках ».
Законопроектом запрещается использование растений, содержащих психоактивные вещества, как в курительных смесях, так и в отдельных пищевых продуктах и биодобавках.
Определен орган исполнительной власти которому поручено контроль за содержанием запрещенных веществ в вышеназванных товарам. Запрещен ввоз (вывоз) и транзит через территорию Украины курительных смесей и других товаров без заключения о подтверждении отсутствия в их составе наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов. Дополнено положение о механизме уничтожения этих веществ в результате их конфискации.
Изменений в другие законы не нуждается.
4. Состояние нормативно-правовой базы в данной сфере правового регулирования
На сегодня вопрос оборота наркотических средств регулируется Законом Украины "О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах", а также Законом Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности".
Вообще вопрос регулирования производства и торговли смесями для курения и веществами для ароматизации воздуха на сегодня требует более основанного урегулирования.
5. Финансово-экономическое обоснование
Реализация положений законопроекта не требует расходов из Государственного бюджета Украины.
6. Прогноз социально-экономических и других последствий принятия акта
Принятие и реализация проекта Закона ликвидирует легальную возможность торговли наркотическими и психотропными препаратами под видом курительных смесей, веществ для ароматизации воздуха или отдельных продуктов питания и диетических добавок, значительно уменьшит распространение опасных для здоровья молодежи привычек и будет способствовать профилактике наркомании среди населения Украины.
Проект закона Украины
О внесении изменений в Закон Украины "О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах" (относительно аналогов наркотических средств и психотропных веществ)
Верховная Рада Украины постановляет а н о в л я есть:
I. Внести в Закон Украины "О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах" следующие изменения:
1. В части второй статьи 1 слова «вещества синтетические или природные» заменить словами «синтетические или природные вещества, в том числе те, которые входят в состав ароматических курительных смесей, чаев и пищевых продуктов для специального диетического питания, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок», далее по тексту.
2. В статье 4:
2.1. Часть девятую изложить в следующей редакции: «максимальное ограничение рекламы наркотических средств и психотропных веществ и запрет их аналогов»;
2.2. после части девятой дополнить новой частью десятой в следующей редакции: «предотвращение сокрытию наличия наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров в товарах народного потребления, в частности в ароматических курительных смесях, чаях и пищевых продуктах для специального диетического питания, функциональных пищевых продуктах и диетических добавках ».
В связи с этим части десятую и одиннадцатую считать частями одиннадцатой и двенадцатой соответственно.
3. Статью 6 после части двадцать третьей дополнить новой частью двадцать четвертой в следующей редакции:
введение системы разрешений и заключений о подтверждении отсутствия наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов в товарах народного потребления, в частности в ароматических курительных смесях, чаях и пищевых продуктах для специального диетического питания, функциональных пищевых продуктах и диетических добавках ».
В связи с этим части двадцать четвертой и двадцать пятую считать частью двадцать пятой и двадцать шестой соответственно.
4. Статью 13 дополнить новой частью в редакции:
«На территории Украины запрещается использование растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги в ароматических курительных смесях, чаях и пищевых продуктах для специального диетического питания, функциональных пищевых продуктах и диетических добавках».
5. Статью 17 дополнить новой частью в редакции:
«Деятельность по производству, изготовлению, хранению, перевозке, приобретению, реализации ароматических курительных смесей, чаев и пищевых продуктов для специального диетического питания, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок осуществляется субъектами хозяйствования всех форм собственности, при наличии заключения, подтверждающего отсутствие в их составе наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, выданного специально уполномоченным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения. Порядок выдачи такого заключения определяется специально уполномоченным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения ».
6. Статью 24 после части восемнадцатой дополнить новой частью девятнадцатой в следующей редакции:
«Ввоз на территорию Украины, вывоз с территории Украины или транзит через территорию Украины ароматических курительных смесей, чаев и пищевых продуктов для специального диетического питания, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок осуществляется при наличии разрешения на право ввоза (вывоза) или транзита этих товаров, выданного специально уполномоченным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения на основании заключения о подтверждении отсутствия в их составе наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов. "
В связи с этим части девятнадцатую и двадцатую считать частями двадцатой и двадцать первого подходящего.
7. В статье 30:
7.1. Название статьи 30 после слов «психотропных веществ» дополнить словами «их аналогов» и далее по тексту.
7.2. в частях первой и второй после слов «психотропных веществ» дополнить словами «их аналогов» и далее по тексту.
7.3. после части пятой дополнить частью шестой в следующей редакции:
«Конфискованные в связи с незаконным оборотом аналогов наркотических средств и психотропных веществ».
8. В части первой статьи 35, слова «или любых других средствах информации» исключить.
II. Заключительные положения
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня опубликования.
2. Кабинету Министров Украины в шестимесячный срок со дня опубликования настоящего Закона;
привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
обеспечить пересмотр и отмену министерствами, другими центральными органами исполнительной власти нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону;
обеспечить принятие нормативно-правовых актов, предусмотренных этим Законом.
Теги: О Спайс, Spice, легальных порошках, про курительные смеси и запрет, всё о курительных смесях, и других, психотропных веществах