Система образования остается единственной государственной структурой, где осуществляется систематическое воздействие на подрастающего личность. Именно в учебных заведениях происходит социализация личности, развитие способностей, приобретение знаний и умений, формирования жизненных компетенций, черт личности, мировоззрения. Большую роль играет система образования Украины по вопросам осуществления профилактической работы с учащимися. Учебные заведения взяли на себя основную ответственность за превентивную образование и воспитание несовершеннолетних, в том числе в направлении профилактики табакокурения, алкоголизма, токсикомании, наркомании и ВИЧ-инфекции/СПИДа.
Одной из главных черт, присущих подросткам, является желание утвердиться среди сверстников, стремление взрослого жизни, а отсюда - постоянный поиск новых ощущений, что часто приводит к антисоциальным последствиям (наркомания, алкоголизм, заражение СПИДом). Роль школы - помочь понять детям, что необдуманная поведение и давление сверстников могут привести к непредсказуемым последствиям, поэтому важным и необходимым в деятельности учреждений образования является индивидуальная и разъяснительная работа в форме консультаций и бесед. Работа с детьми основывается на потребности в обмене информацией, педагогическими знаниями.
Основными направлениями индивидуальной и общей профилактики ВИЧ-инфекции в учреждениях образования являются:
- Организация постоянного контроля за посещением учащимися учебного заведения;
- Мониторинг состояния здоровья учащихся;
- Диагностическая работа;
- Коррекционно - восстановительная;
- Учебная деятельность;
- Консультативная работа;
- Информационно-просветительская деятельность;
- Профилактическая работа;
- Связи с общественностью.
Городским отделом образования было запланировано и проведено ряд мероприятий: сформирован научно-информационный банк данных и пакет методических рекомендаций для всех участников образовательного процесса по вопросам пропаганды здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, ВИЧ / СПИДа; роли семьи в формировании здорового образа жизни детей и молодежи; социально-педагогической и психологической работы с детьми трудовых мигрантов; социально-психологического обеспечения коррекционной и реабилитационной помощи детям и подросткам, оказавшимся в кризисной ситуации; психолого-педагогических основ организации работы по вопросам первичной профилактики употребления психоактивных веществ.
Важной формой работы также является использование интерактивных методов обучения учащихся: групповая дискуссия, мозговой штурм, ролевая игра, работа тренинговых групп и проч. Занятия, проведении в форме тренинга, очень позитивно воспринимаются учениками, поощряют их к активному участию. Особое внимание уделяется таким проблемам, как опасность раннего начала половой жизни, умение отказываться от опасных предложений, поведение в условиях давления и угрозы насилия, необходимости толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным.
Меры по профилактике ВИЧ-инфекции нацелено на социальное закаливание детей и подростков, формирования атмосферы общего неприятия наркотиков в детской и подростковой среде, обучение детей и подростков рациональным способам снятия психоэмоционального напряжения в проблемных ситуациях.
Теги: Профилактика ВИЧ-инфекции и СПИДа в системе школьного образования