Профилактика ВИЧ-инфекции и СПИДа в системе школьного образования

Профилактика ВИЧ-инфекции и СПИДа в системе школьного образования
Профилактика ВИЧ-инфекции и СПИДа в системе школьного образования

Одной из главных черт, присущих подросткам, является желание утвердиться в жизни, стремление взрослого жизни, а отсюда - постоянный поиск новых ощущений, что часто приводит к антисоциальным последствиям (наркомания, алкоголизм, заражение СПИДом). Надо помочь понять детям, что необдуманная поведение и давление сверстников могут привести к непредсказуемым последствиям, поэтому важным и необходимым в деятельности психологической службы учреждений образования является индивидуальная и разъяснительная работа в форме консультаций и бесед. Работа с детьми должна основываться на потребности в обмене информацией, педагогическими знаниями. Важно также использование интерактивных методов обучения учащихся: групповая дискуссия, мозговой штурм, ролевая игра, работа тренинговых групп и проч.

Занятия проведении в форме тренинга очень позитивно воспринимаются учениками, поощряют их к активному участию. Особое внимание уделяется таким проблемам, как опасность раннего начала половой жизни, умение отказываться от опасных предложений, поведение в условиях давления и угроза насилия, необходимости толерантного отношения к ВИЧ-инфицированным. Предлагаем рассмотреть одни из основных тренинговых занятий, которые можно проводить с учащимися в общеобразовательных школ города Докучаевска в целях формирования здорового образа жизни и профилактики распространения ВИЧ-инфекции и СПИДа.
Тренинг «Формирование навыков здорового образа жизни»:
Упражнение «Знакомство». Каждый участник называет свое имя и три вещи, которые больше всего любит.
Информационное сообщение «Что такое ВИЧ и СПИД?»:

Как известно, СПИД - одна из основных важных проблем, с которой сталкивается человечество. Многие о СПИДе уже известно, но каждый день появляется новая информация. Важно определиться с некоторыми понятиями. Сокращенно СПИД означает: синдром приобретенного иммунного дефицита:

синдром - ряд признаков (симптомов), которые указывают на наличие заболевания;

приобретенного - такого, который передается от одного человека к другому, а также от матери к ребенку;

иммунного - относится к иммунной системе, которая обеспечивает защиту человека от микроорганизмов, которые вызывают заболевания;

дефицита - отсутствие защитной реакции иммунной системы человека на попадание в организм инфекций.

СПИД развивается после проникновения в организм человека ВИЧ.

ВИЧ - вирус иммунодефицита человека. Носители ВИЧ в течение определенного времени (до некоторых лет) могут выглядеть и чувствовать себя здоровыми. Все это время люди, живущие с ВИЧ, чувствуют себя хорошо и не подозревают о том, что заражены и могут заразить других. За время иммунная система все больше ослабляется, проходят годы, у человека появляются определенные признаки (симптомы), характерные для СПИДа.

Вирус иммунодефицита человека содержится в четырех основных биологических жидкостях человека - в крови, сперме, вагинальных выделениях, грудном молоке, что обусловливает его пути передачи. Как передается ВИЧ? Есть три основных пути передачи ВИЧ от одного человека к другому:
При половом контакте сперма или влагалищные выделения инфицированного человека попадают на слизистую оболочку влагалища, полового члена, ротовой полости, желудка или прямой кишки, через которые вирус проникает в кровь другого человека;
При нарушении целостности кожных покровов острым предметом (иглой, бритвой, или инструментом для нанесения татуировки), который перед этим использовала инфицированный человек, и кровь которого осталась на нем. Риск инфицирования ВИЧ крупнейший при повторном использовании шприцем или иглой для лекарствоведения или наркотиков после вирусоносителя, а также при переливании крови, в которой присутствует ВИЧ;
От инфицированной матери во время беременности, родов или кормления грудью.

Вирус иммунодефицита человека не передается: при совместном использовании верхней одежды с человеком, который живет с ВИЧ, при совместном использовании фонтанчиком с питьевой водой; через посуду и пищу; через домашних животных, при пользовании общим туалетом (унитазом); при контактах в общественном транспорте ( например, в «час пик»); при чихании и кашле; через монеты и бумажные деньги; через белье; через простыню, мыло, мочалку, при укусах комаров и других насикомих; при плавании в бассейне; через дверные ручки и спортивные орудия; при поцелуях.

Упражнение «Между огнями». Цель: закрепить знания о способах профилактики заражения ВИЧ.

Методика проведения: дети делятся на две команды. Каждая команда продумывает способы профилактики ВИЧ. Затем команды по очереди называют по одному способу профилактики. Побеждает тот, кто называет наибольшее количество способов профилактики передачи ВИЧ.

Рекомендации тренеру: при групповом обсуждении, по окончании упражнения, следует сделать акцент, что лучший способ профилактики заражения ВИЧ - это содержание правил безопасного поведения. Психолог, проводящий тренинг подводит итог упражнения и рассказывает об основных способах профилактики ВИЧ ( приложение 1 ).

Упражнение «Лабиринт». Цель: формирование толерантного отношения к людям, живущим с ВИЧ / СПИД.

Методика проведения: упражнение включает 4 этапа: постановка проблемы; прохождение лабиринта из стульев; дискуссия о чувствах во время прохождения «лабиринта»; повторение обсуждения поставленной на первом этапе проблемы.

Перед группой ставится проблема: «У вас есть очень хороший друг. Вы узнали, что он - ВИЧ-инфицирован. Или останетесь вы друзьями? Почему? »Каждый участник кратко объясняют свою позицию. После этого все участники разделяются на пары. Первая пара выходит из аудитории. В это время в комнате в хаотичном порядке расставляются стулья. Одному участнику из пары, которая вышла из аудитории, предлагается пройти между стульями с завязанными глазами. Затем этот же человек проходит таки же преграды, но с помощью своего партнера, надо запоминать свои ощущения в первый и во второй раз. Стулья переставляют и партнеры меняются ролями. Упражнения повторяются с каждой парой в последовательности, указанной ранее. По окончании упражнения участники садятся на стулья, которые выставлены в кружок и делятся ощущениями, которые они испытали во время прохождения лабиринта без поддержки, а затем с помощью партнера.

Подводя итоги упражнения каждый участник повторно висказуе свою точку зрения в отношении поставленной проблемы.

Рекомендации тренеру: при обсуждении ощущений участников при прохождении «лабиринта», следует обратить внимание на то, что люди, живущие с ВИЧ / СПИДом, нуждаются в поддержке и понимании. Ведущий должен следить за тишиной в процессе проведения упражнения.
Информационное сообщение: это упражнение включает в себя предоставление учащимся информации о жизни с ВИЧ, тренер рассказывает, о том, что означает диагноз «ВИЧ-инфицирования», что в жизни человека должно измениться.

Теги: Профилактика ВИЧ-инфекции и СПИДа в системе школьного образования

Если Вам понравилась новость поделитесь с друзьями :

html-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
ВНИМАНИЕ!!! Вся информация предоставляется исключительно с образовательной целью. Наркотики вызывают зависимость, вредят здоровью и угрожают жизни! Главной причиной алкоголизма в нашем государстве есть традиция, которая несет серьезную угрозу будущему нации. Мы против курения, алкоголя и наркотиков