В редакцию обратилась заместитель директора по учебно-воспитательной работы Чертковского школы-интерната, учительница биологии И. М. Петрас с просьбой защитить ее профессиональное достоинство, поскольку 11 из 18 родителей учащихся 10 класса добиваются ее освобождения от занимаемой должности. Точнее, по словам Ирины Николаевны, председатель родительского комитета Н. Я. Кардинал, дочь которой год назад получила за письменную работу по биологии 6 баллов
Перестраховались?
Как рассказала Наталья Ярославовна, конфликт длится уже год, но разгорелся не из-за низкий балл. Просто однажды ее ребенок принес домой лабораторную работу по биологии, а как ее выполнять - не знала. В учебнике материала не было. Не было и конспекта. На следующий день мама обратилась к И. М. Петрас, однако учительница, говорит, не смогла ответить ни на один из вопросов. Тогда Наталия вместе с другими родителями попросила директора изменить учителя. Он изменил. Но, по маминой словам, завуч начала сгонять злость на детях и досаждать к этому некоторых учителей. Например, свою преемницу в 9-А классе, учительницу химии и биологии Н. Н. Подвысоцкого, потому и будто ее родственница (брат одной женился на сестре второй. - Авт.). Пришлось снова просить изменить учителя. И снова директор пошел родителям навстречу.
В заявлениях с просьбой устранить И. М. Петрас с занимаемой должности родители отмечают, что во время ГНА в 9-А классе (кстати, дочь Н. Кардинал была освобождена от нее в связи с состоянием здоровья) заместитель директора вроде создала такую напряженную обстановку, один ребенок потерял сознание.
- Мы обратились в городское управление образования с требованием отстранить от должности Ирину Николаевну, но этого не произошло, - рассказывает Наталья Ярославовна. - Тогда мы начали писать жалобы в вышестоящие инстанции. Была создана специальная комиссия. Госпожа Петрас дали выговор, но сказали, что фактов давления на детей нет, это подтвердило какое анкетирования. После этого госпожа Петрас обвинила меня в том, что я нарушаю учебный процесс. Но в этой школе учится мой ребенок, и я должна интересоваться ее делами. Мы должны защитить своих детей.
Наталья Ярославовна утверждает, что И. М. Петрас оказывает давление на детей через других учителей, к которым родители претензий не имеют, ведь понимают, что люди дорожат работой.
- Пусть эта учительница преподает биологию, мы не звери, - отмечает мама, - но завучем она быть не может.
... Мама Анжелы Скрипник Наталья Михайловна говорит, что ее дочь учится в этом классе только второй год - и ей здесь очень нравится. О сложной ситуации с учительницей биологии узнала от других родителей.
- Мы оценками не грыземся, - уверяет мама, - но когда мой ребенок пришел в школу после выписки из больницы и должна была сразу писать три контрольные, завуч не поинтересовалась ее самочувствием. Зато поинтересовалась у учителя физики, почему у детей высокие баллы. И еще: после собрания, на котором мы озвучивали претензии к завучу, некоторые учителя благодарили нас и просили не отступать ...
Еще двое мам сказали, что не имеют претензий к завучу - просто другие родители такое о ней рассказывали! Что она не дает детям спокойно написать экзамен, стоит над ними, нагоняет страху, служит причиной стрессов, что очень строгая к детям, имеет влияние на других учителей и может запросто «испортить» детям в будущем аттестаты.
Ошарашила меня ответ одной мамы о том, что она ничего не знает и к скандала не пречетна, хотя почему-то подписалась под обращением. По меньшей мере удивило меня и объяснения бабушки одной из учениц о том, что она подписывалась под просьбой вернуть в школу учительницу информатики А. Н. Луцив. Правда, Н. Я. Кардинал утверждает: зачитывала текст заявления вслух.
И вообще, готовя документы, постоянно советуется с юристами. К скандалам в стенах школы не опускается, потому что сама психолог и считает это некорректным. Возмущается, что некоторые учителя пытаются оклеветать ее, придумывая разные глупости вроде с ее еще школярского прошлого. И просит заметить, что родители взамен не напоминают заместителя директора неприятных историй с ее профессионального прошлого в другой школе. Их интересует настоящее и будущее детей. Его и отстаивают.
В защиту коллеги
В актовом зале школы собрались, как меня заверили, те учителя, которые хотели прийти. Которые не хотели - не пришли. Впоследствии выяснилось, что их просто не пригласили. Чтобы не цитировать почти тридцати человек, позволю себе перевести их мысли, тем более, что все они сводились к одному: Ирина Николаевна требовательна к себе, к коллегам и учеников и лучшего завуча в школе не найти.
Но проблема в том, что администрация учебного заведения не работает слаженно: директор и завучи сами по себе, а конфликт с родителями только обострил ситуацию. Поэтому атмосфера в коллективе напряженная. Учителей беспокоит то, что родители пренебрежительно обсуждают их дома - и дети начинают считать, что учитель надо слушать, а второго не обязательно. Родители последние годы очень помогают школе и думают, что это дает им право управлять учителями.
А Ирина Николаевна знает должностные инструкции, следует им и от учителей требует соблюдать, но не всем это нравится. Ответственные к себе и к другим люди не нужны никому. И кто не хочет добросовестно работать, того требовательна завуч не устраивает. А на самом деле у нее весомые педагогические достижения, ее дети занимают призовые места на олимпиадах.
Конфликт дал учителям основания подозревать, что Н. Я. Кардинал перевела свою дочь с пятой школы Черткова в школу-интернат также из-за скандала. Учительница химии и биологии Н. Н. Подвысоцкого утверждает: на методобъединения коллега посоветовала ей отказаться преподавать биологию в 10 классе, потому что мама Н. Я. Кардинал будет жаловаться на нее в областного департамента образования, уже выясняла, имеет и право преподавать биологию.
... Педагоги в один голос утверждали, что завуч не оказывает давления ни на них, ни на учащихся. Ее просто унижают за требовательность. Потому родителям сейчас важные баллы, а не знания их детей. И разве можно назвать давлением, что председатель экзаменационной комиссии увидела у ученика шпаргалку и сделала ему замечание?
Математик Г. М. Дмитраш рассказала об инциденте на ГНА, которым так напугали родителей. На самом деле, говорит, девочка отпросилась выйти - и дорогой к двери в нее выпали шпаргалки. Учителя их собрали и отложили в сторону. Девочка вошла в класс плачущей, дрожала. Очевидно, испугалась, что это может иметь для нее заканчивается. Однако ей не сказали ни слова, а работу она написала на 9 баллов. Что подумали родители в коридоре, увидев плачущую ученицу, - это уже другой вопрос.
Поскольку в конфликте, о котором идет речь, фигурирует имя еще одной учительницы - А. М. Луцкив, которая якобы пострадала от давления завуча и вынуждена была уйти с работы, то Г. М. Дмитраш объясняет это следующим образом. После экзамена по информатике Оксана Михайловна бралась проверять работы, а правильных ответов не было. К тому же завуч нашла у одного из учеников шпаргалку и заметила, что учительница собирается оценить неправильный ответ как правильную. По словам Ирины Николаевны, к проверке привлекли методиста, - и работа, которую А. Н. Луцкив хотела оценить высоким уровнем, оказалась написанной на средний. А еще завуч заставила учительницу информатики написать объяснительную записку по исправлений оценок в журнале. В результате А. Н. Луцкив написала на завуча жалобу в департамент образования и науки ОГА, в которой подробно объяснила, как ее унижали в школе.
Некоторые из учителей действительно вспоминали школярское прошлое руководительницы родительского комитета. Что она, мол, пришла в девятом классе в интернат с пятой школы по высоким оценкам, там не удалось договориться. И сейчас хочет для своего ребенка высоких баллов. Здесь будет уместным отметить, что Наталья Ярославовна категорически опровергает эти обвинения. Ни одной тройки в школе, говорит, не было, закончил училище с красным дипломом, курсы косметолога, массажиста, психологический факультет университета.
В лавине конфликта
Лавина конфликта захватила и других учителей. Родители начали обвинять учителя физики П. В. Мартынюка в том, что обзывает детей. По его же словам, он как-то сделал ученикам замечания, что, сидя за партами, позакладали ноги на перекладины для портфелей. «Вы не парнокопытные, вы - люди», - сказал учитель, и теперь говорят, что он называет детей парнокопытными. Именно Павел Владимирович был классным руководителем в 9-Б классе и утверждает: родителей его учеников Наталья Кардинал, чья дочь училась в 9-А, заставила подписать заявление против завуча, потому что они с Ириной Николаевной никогда не контактировали.
По другую сторону баррикад оказалась классный руководитель 10 класса А. Г. Дутка. Она имеет основания считать, что из ее детей сделали «монстриков», а с их родителей - «монстров» (а учителя отзывались о классе только положительно, в том числе о талантливой и товарищескую Таню Кардинал. - Авт.). Сложная ситуация, говорит Оксана Романовна, отразилась на его здоровье. В коллективе учительнице некомфортно. Он раскололся на тех, кто поддерживает завуча, и тех, кто не боится говорить правду. Она, мол, за справедливость, поэтому защищать детей. И одновременно возмутилась, кто дал мне номера телефонов родителей и позволил опрашивать их.
А вот директор учебного заведения Александр Ковальчук уверяет: всегда защищал и будет защищать учителей, хотя в данном случае это не просто. Ни одной жалобы на завуча не получал, но видел жалобы в вышестоящие инстанции. На вопрос, почему конфликт не разрешился в стенах школы, директор ответил, что с его стороны вструтитися в спор кардинально было бы неэтично, ведь в 10 классе учится его дочь. К Ирине Николаевне как к специалисту директор не имеет претензий, но, говорит, заместитель должна больше работать с родителями.
Еще одна деталь. Моя встреча с учителями происходила за плечами у директора. Ирина Николаевна заверила, что поставила Александра Андреевича к сведению, а он утверждает, что узнал при моем приезде непосредственно перед ним. Поскольку имел проверку, приобщиться к разговору не мог. Просил дождаться его, но мне этого не передали. Так или иначе, и директор не возмущался, откуда я взяла номер его телефона, и ответил на все мои вопросы.
Кроме многочисленных телефонных разговоров, я ознакомилась с 16-ю (!) Документами: заявлениями, обращениями, пояснительными и докладные записки и т. В ответе на обращение родителей начальник управления образования Чертковского городского совета Т. В. Яремко сообщила, что анкетирование в классе показало: только двое из одиннадцати учеников, чьи родители требуют устранить завуча с должности, категорически не воспринимают И. М. Петрас. Классный руководитель опровергла факт давления на нее со стороны директора и завуча. А семь из девяти родителей, которые пришли на разговор с членами комиссии, не сумели объяснить, как давит на их детей И. М. Петрас. Правда, глава управления признает: нарушения в организации методической работы завучем зафиксированы. Она не должным образом выполняет некоторые должностные обязанности, не может найти общий язык с родителями, а еще - не придерживается педагогической этики, за что и получила выговор. «Прошу прощения за бестактное поведение заместителя директора ...», - говорится в письме к родителям Т. В. Яремко. Значит, есть за что извиняться?
Директор департамента образования и науки облгосадминистрации Л. Л. Крупа ответил родителям примерно то же самое. Добавил, что, по информации классного руководителя А. Р. Дутки, морально-психологический климат в коллективе положительный. А нарушения в работе школы-интерната должен устранить местное управление образования и привлечь виновных к ответственности.
- Директор меня уговорил на выговор, чтобы успокоить родителей, сказал, что через месяц снимет, - жалуется завуч. - А через три недели попросил написать заявление на увольнение с должности. Я готова была это сделать, потому что руки опустились, но учителя говорят, что я должен отстоять свою профессиональную достоинство. Я даже попросила прощения у Натальи Кардинал, хоть и не чувствую своей вины ...
Поскольку извинения и выговор покоя в школу не вернули, И. М. Петрас пустила в ход «тяжелую артиллерию». Собрала доказательства того, как злоупотреблял своей должности директор, и того, что ее замечания к некоторым учителей таки имели основания. Молчала, говорит, об этом еще, что не хотела выносить сор из школы. Однако поскольку ее безосновательно клевещут, решила защищаться. Поэтому точку в этом скандале поставят, видимо, не выше образовательные инстанции, а правоохранительные органы.
На самом деле эта ситуация, как отметил один из освятянських чиновников, не стоит и выеденного яйца. В области образования в настоящее время так много проблем, а мы привлекаем внимание к мелочного конфликта двух людей. Но, как видим, уже далеко не двух, потому что как минимум на два лагеря раскололись и родители, и учителя. От всего этого мне хочется помыть руки и попросить прощения у ... детей. И от имени их учителей и администрации учебного заведения, и от имени родителей, потому что таким образом конфликты не решаются. Тем более в школах.