Ребенка никак нельзя приравнивать к взрослого человека, в том числе и в правовых аспектах. Ребенок должен быть обеспечен особыми
правами, особой защитой, которые имеют временное измерение и специальное
назначения. Ребенок, как и каждое человеческое существо, от рождения имеет права
человека. Но она должна иметь еще и дополнительные, особые права. Это
обусловлено ее физическим, умственным, нравственным и духовным незрелостью. И
для того, чтобы ребенок стал зрелым человеком во всех отношениях, ее
необходимо иметь определенные специальные, дополнительные возможности. Итак, права
ребенка - это определенные специальные возможности, которые необходимо человеку в возрасте до
18 лет для существования и достижения зрелости. Особые права ребенка - это
"Права роста", обусловленные ее физической, умственной, духовной незрелостью.
они - особый срез в общем контексте прав человека.
Изменения в обществе могут произойти только в результате фактических политических шагов. Общество меняется изнутри, а надежные изменения
гарантированы только при участии молодежи - активной, достойной, неравнодушной.
Зная свои права с детства, человек сможет плодотворно и эффективно принимать
участие в развитии правового общества нашего государства.
Кировоградская область
Кировоградская область занимает - 24,6 тыc. кв. км., что составляет 4,1% территории Украины.
Население - 1067,2 тыс. человек, что составляет 2,3% от общей численности населения Украины, в т.ч. городское - 651,6 тыс. человек (что составляет 61,0%), сельское 415,6 тыс. человек (38,9%). Плотность населения на 1 кв. км - 43 человека на 1 кв. км.
Областной центр - г. Кировоград с населением 254,4 тыс. человек.
В области функционирует 617 общеобразовательных учебных заведений всех типов и форм собственности, 27 профессионально-технических училищ, 6 высших учебных заведений III-IV уровней аккредитации и 17 заведений I-II уровней аккредитации. Крупнейшими из них являются Кировоградский национальный технический университет, Кировоградский государственный педагогический университет им. Винниченко, Государственная летная академия.
Количество районов - 21.
Краткая историческая справка о развитии прав ребенка
Много времени ребенка рассматривали в правом аспекте, как второстепенный материал, из которого только должна образоваться полноценный человек. К
мнений ребенка не прислушались, потому что считали их незрелыми и
нерациональными. Взрослые имели полную власть над детьми, а детям ничего не
оставалось, как воспринимать все это как должное, потому неосведомленность населения
о правах и обязанностях детей, неосведомленность самих детей всегда
оставалась и остается актуальной проблемой нашего общества.
В начале ХХ века правах ребенка рассматривались, в основном, как меры по защите от экономической эксплуатации, рабства, торговли детьми, проституции несовершеннолетних. В связи с этим Лига Наций в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка.
В 1948 году Организация Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека, в котором отмечалось, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи.
Уже в 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка. Этот документ содержал 10 коротких, декларативных статей, программных положений, которые призывали родителей, отдельных лиц, государственные органы, местные власти и правительство признать изложенные в ней права и свободы и соблюдать их. Это были 10 социальных и правовых принципов, которые значительно повлияли на политику правительств.
Однако декларация - не обязывает, не имеет обязательной силы, это рекомендация.
К сожалению, на фоне изменений в праве, в экономическом и социальном положении человека, ухудшалось положение детей, стали необходимы более конкретные законы и меры, международные договорил по защите и обеспечению прав ребенка.
В 1979-1989 разрабатывается Конвенция ООН "О правах ребенка". 20 ноября 1989 Конвенция была принята. 26 января 1990, в день открытия для подписания, оно было подписано 61 страны.
Украина ратифицировала Конвенцию ООН "О правах ребенка" 27 сентября 1991 года.
Конвенция - документ высокого международного уровня, который имеет большую
обязательную силу для государств, которые его ратифицировали.
Основным правовым принципом защиты детей является равенство прав всех детей. В ст.1 Декларации прав ребенка 1959 года ООН провозгласила, перечисленные в
Декларации права должны признаваться за всеми детьми без всяких
исключений и ограничений. Особенностью прав ребенка является необходимость специальной защиты этих прав, чтобы были обеспечены возможности и благоприятные условия для свободного и полноценного развития детей. Наилучшее обеспечение интересов и потребностей ребенка - вот главный приоритет в защите прав ребенка.
Конвенция содержит полный перечень прав ребенка: на жизнь, имя,
приобретения гражданства, опеки со стороны родителей, на сохранение своей
индивидуальности, право быть заслушанным в ходе любого разбирательства,
касается ребенка, право на свободу совести и религии, право на
личную и семейную жизнь; неприкосновенность жилища; тайну
корреспонденции, право пользоваться самыми совершенными услугами системы
здравоохранения; благами социального обеспечения, на уровень жизни,
необходимый для ее развития, на образование, на отдых, на особый
защита: от похищений и продажи, от физических форм эксплуатации,
физического и психологического насилия, участия в военных действиях, право на
принятие государством всех необходимых мер по содействию физическому и
психическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, которая стала
жертвой злоупотреблений или преступления.
Целью Конвенции установление стандартов для защиты детей от
презрения и образ, с которыми они сталкиваются в определенной степени ежедневно во всех
странах. В ней учитываются различные культурные, политические и
экономические особенности государств, что является очень важным фактором. На первом
плане в этом документе стоят права ребенка. Права, изложенные в
Конвенции, условно можно разделить на три части.
Обеспечение: право владеть определенными вещами, получать определенные услуги и доступ к того и другого (речь идет о имя и гражданство, медицинский
уход, образование, отдых и игры, попечительства инвалидами, сиротами и
беженцами).
Защита: право быть защищенным от действий, наносящих вред ребенку
(Например, от развода с родителями, привлечение к военным действиям,
коммерческой, экономической или сексуальной эксплуатации, физического или
психического издевательства и т.п.).
Участие: ребенок имеет право быть услышанной, когда принимаются решения,
касаются ее жизни. Подрастая, ребенок должен иметь все больше
возможностей участвовать в жизни общества, готовиться к самостоятельной
жизни, пользоваться правами свободы мысли и слова, выбора культуры,
религии и языка. Конвенция предоставляет точки отсчета, с помощью которых можно измерять эффективность усилий разных стран по улучшению жизни детей. Каждые пять лет правительства должны отчитываться перед Комитетом ООН по правам
ребенка.
Методология исследования.
Эта работа не претендует на звание академического научного исследованиям. Мы использовали доступные нам техники и методы, используемые при проведении мониторинга прав человека.
Исследование предусматривало использование как социологических методов, так и методов анализа ситуации. Исследования имели целью выявить спектр проблем и наметить возможные пути их решения.
Мы изучали проблему соблюдения прав ребенка в регионе в нескольких аспектах. С одной стороны изучалось отношение власти к проблемам детей и молодежи.
исследовались нормативные акты были разработаны органами власти региона касающихся детей и молодежи.
изучались уровень выполнения региональных программ, касающихся защиты прав ребенка и молодежи.
изучались материалы, размещенные в средствах массовой информации, которые поднимают проблему соблюдения прав ребенка в регионе.
С другой стороны мы исследовали уровень осведомленности целевой аудитории о собственных прав, региональных и национальных программ, которые внедряются в регионе. Также объектом исследования стали соблюдения прав ребенка взрослыми законодательном уровне и уровне общения.
Данный отчет содержит обобщенные данные результатов опросов детей, педагогов, родителей, госслужащих. Также результаты
и в интересах детей. Нас интересовало сравнение реального состояния с существующими правовыми стандартами. С этой целью неотъемлемой частью проведенной работы было проведение анализа международного и национального права в отношении проблемы.
При проведении исследования главным ориентиром для нас была Конвенция ООН "О правах ребенка", основные положения международных и национальных документов по правам человека, правам ребенка.
Мы пытались поднять наиболее острые проблемы связаны с предметом мониторинга, подготавливая тем самым почву для дальнейших системных исследований, аналитических выводов, общественных, политических, информационных и просветительских действий.
Как правило, респонденты неохотно идут на контакт, если знают, что будет раскрыты их личные данные, избегают ответов на острые вопросы. Поэтому мы приводим данные без ссылки на конкретное лицо, тем более, что выявленные тенденции характерны не только для нашей области, но и для Украины в целом.
Процесс проведения исследований мы совмещали с информационными и просветительскими мероприятиями. В частности, объясняли процедурные вопросы, связанные с обращениями ребенка по поводу жестокого обращения, распространяли информационные материалы.
Исследования проводились в г. Кировограде 21 районе Кировоградской области:
Бобринецкий
Ольшанский
Гайворонский
Голованевским
Добровеличковский
Долинский
Знаменский
Кировоградский
Компанеевский
Маловисковский
Новгородковский
Новомиргородский
Новоархангельский
Новаукраинський
Александровский
Александрийский
Онуфриевский
Петровский
Светловодский
Ульяновский
Устиновский
Районным государственным администрациям, их структурным подразделениям, районным судам, прокуратурам, социальным службам для молодежи, службам по делам несовершеннолетних, областной государственной администрации, ее структурным подразделениям было всего направлено более 120 обращений о предоставлении информации о состоянии медицинской помощи детям, о возможности равного доступа к качественного образования, об уровне преступности среди не совершеннолетних, о количестве обращений в органы милиции по поводу жестокого обращения с детьми, их сексуальной и экономической эксплуатации. Кроме того, мы пытались выяснить, какие региональные программы разработаны для улучшения жизни молодежи и детей, и как они выполняются. Нам нужно было выяснить, выполняются национальные программы на региональном уровне и как они выполняются.
Таким образом мы исследовали не только аспект деятельности власти в рамках реализации программ по охране детства, но и - уровень доступа общества к информации о деятельности органов власти.
Второй аспект нашего исследования - проведение опроса среди детей, молодежи, подростков, родителей и учителей. Всего опросом было охвачено 897 человек:
детей в возрасте от 10 до 14 лет - 176,
подростков в возрасте от 14 до 18 лет -213,
молодежь (которая не выступает в роли родителей, учителей и госслужащих) - 98
Родители (в независимости от их профессиональной принадлежности) - 160,
Учителя -250 человек,
При опросе было анонимное и применялась методика "равный-равному", так как именно она позволяет вызвать большее доверие между респондентами и исследователем.
Исследование деятельности органов власти по обеспечению соблюдения норм Конвенции ООН "О правах ребенка"
В ходе исследования было направлено 123 запроса в районе государственные администрации, их структурные подразделения, областную государственную администрацию, ее структурные подразделения, прокуратуры, суды, социальные службы для молодежи, службы по делам несовершеннолетних, областное управление внутренних дел.
Почему при проведении исследования мы обратили внимание на уровень доступа к информации о деятельности органов власти?
Потому что если в органами власти разрабатываются и внедряются какие-то действия в рамках реализации целевых программ, то общество и целевая аудитория должны иметь доступ не только к планам записанных в программах, но и к отчетам по реализации этих программ.
Украина, согласно ст.42 Конвенции, обязуется широко информировать население о задекларированные принципы и положения. Однако несмотря на это значительное количество как среди детей, так и среди взрослых не знают о существующих правах детей, не могут объяснить как эти права реализуются на практике.
Четко прослеживается тенденции характерны не только для Кировоградской области, но и для всей страны: до сих органы и общественность не может обеспечить реального доступа детей старшего возраста к процессам подготовки документов, касающихся сферы детства. Не проводят исследования мнений детей по тому или иному поводу: ни один орган власти или учреждение не имеет научно - обоснованных исследований, по отношению детей к поднятой проблемы: например о работе социальных служб, о интернаты, приемные семьи и т.д..
Анализируя ответы на запросы и информацию, находящуюся на официальных сайтах райгосадминистрации, публикации в прессе о деятельности власти в районах области, реакцию на напоминание о необходимости ответа на информационные запросы, можно выстроить следующую диаграмму.
Рис.1 Уровень доступа к информации в районах Кировоградской области
Как видим, наиболее закрытым для общественности является деятельность власти в Светловодском районе. На информационные запросы, ни руководство района, ни руководители прокуратуры, суда, не соответствуют, официального сайта, который бы рассказывал о деятельности органов власти данного района не имеет.
Наиболее прозрачной является деятельность власти в Новомиргородского и Долинском, Компанеевском районах.
В Маловисковском и Новоархангельский районах детально разработанные программы деятельности власти по защите прав ребенка и молодежной политики.
Но органы власти ни коим образом не отчитываются обществу о реализации разработанных программ, тем самым нарушая требования действующего законодательства.
Отдельно исследовалось вопрос о деятельности органов власти в областном центре - г. Кировограде.
В областном центре начата программа поддержки одаренной молодежи. Студентам, которые отличились в учебе, научной деятельности предназначенные им стипендии. Но процедура назначения этих стипендий не прозрачная, и не доступна широким слоям населения. Хотя в общественной жизни города, это известная событие, которое имеет и воспитательный характер. Деятельность органов власти публикуются в одном издании "Вечерняя газета", не отражается на существующем сайте городского совета.
Примечательна ответ Кировского районного суда г. Кировограда.
В информационном запросе были поставлены следующие вопросы:
Сколько течение 2005 - 2006 годов было рассмотрено дел по лишению родителей их прав, лишение опекунства над ребенком?
По скольких из них вынесено положительное решение?
Берется во внимание при рассмотрении дел по разводу желание ребенка остаться с одним из родителей?
Сколько течение 2005 - 2006 годов рассмотрено дел о жестоком обращении с ребенком родителями?
По скольких из них вынесены приговоры, предусматривающие лишение родительских прав и сколько получили внедрения?
Сколько дел рассмотрено в гражданском, административном, уголовном судопроизводстве где обвиняемыми выступают несовершеннолетние?
Сколько несовершеннолетних направлено в специализированных учебных заведений?
Теги: Ребенка никак нельзя приравнивать к взрослого человека, в том числе и в правовых аспектах.