Некоторые выводы относительно законодательного и нормативного обеспечения деятельности по формированию здорового образа жизни в мире и в Украине

Некоторые выводы относительно законодательного и нормативного обеспечения деятельности по формированию здорового образа жизни в мире и в Украине
Некоторые выводы относительно законодательного и нормативного обеспечения деятельности по формированию здорового образа жизни в мире и в Украине

Анализ нормативно-правовых актов мирового сообщества и законодательства некоторых стран Запада по содействию внедрению здорового образа жизни, а также отечественного законодательства по данной проблеме дает основания для следующих соображений.

Мировое сообщество, принимая основополагающие нормативно-правовые акты, все больше выходит из необходимости обеспечения права человека на сохранение и укрепление здоровья.

Основные идеи, которые содержат главные мировые документы по здоровья, свидетельствуют о четком осознании того, что основным путем достижения максимально возможного здоровья является впроваждення здорового образа жизни и создание благоприятной окружающей среды, понимаемой в широком смысле как социально-экономическое и физическое окружение человека. Подчеркивается, что только осознание этих истин как отдельными личностями, так и общественностью населения является необходимым, но недостаточным условием здоровья. Необходимы конкретные действия со стороны правительств по обеспечению информированности людей (Орхусская конвенция 1998 г.), установление доверительных отношений между населением и органами здравоохранения и специалистами для контроля за состоянием своего здоровья, предупреждение заболеваний и планирования здоровья (Амстердамская декларация 1994 г.), предотвращение распространения и ликвидация инфекционных заболеваний (программы иммунизации и вакцинации населения 1991 г.), борьба с распространением неинфекционных болезней (программа Синди 1987 г.); искоренение вредных привычек и уменьшения ущерба от рискованного поведения (Европейский план действий по борьбе с потреблением табака 1987 г. Законодательная стратегия для освобождения Европы от курения, Мадридская хартия по борьбе с употреблением табака 1988 г., Европейская хартия по алкоголю 1995 г.; рекомендации по осуществлению политики и стратегий ВОЗ / ЮНЭЙДС по профилактике и борьбе с болезнями, передающихся половым путем 1997 г.); инвестиции в сферу здравоохранения (реформирование системы здравоохранения) и окружающей среды, а также развитие инфраструктуры здорового образа жизни и программы контроля за ущербом (Веронская инициатива 1999 г. GMP 1991 ).

В развитых странах Запада формирования здорового образа жизни является отдельным направлением правовой деятельности.

Опыт принятия законодательно-нормативных актов странами мирового сообщества показывает также важное значение законодательного обеспечения активного участия общественности - отдельных лиц, общин и общественных организаций, внедрение принципа субсидиарности, предоставление широких возможностей местным органам власти в принятии соответствующих программ и нормативных актов.

Комплексный анализ законодательной базы Украины и сравнения ее с положениями соответствующих документов международного сообщества свидетельствуют о том, что законодательство Украины в целом соответствует основным международным стратегиям политики содействия здоровью и здоровому образу жизни.

Содействие здоровью и здоровому образу жизни определено законодательством Украины как одно из основных направлений государственной политики здравоохранения, что предполагает необходимость многосекторальные деятельности, привлечения к ней государства, общества, некоммерческих и коммерческих неправительственных организаций и индивидуумов.

Как показывает анализ, приоритеты этой деятельности в Украине в целом совпадают с приоритетами в этой сфере, определенными Основами политики достижения здоровья для всех в XXI веке в Европейском регионе.

Однако очевидно, что некоторые положения законодательства Украины, которые прямо или косвенно касающихся регулирования проблем, связанных с формированием здорового образа жизни населения, требуют определенного усовершенствования с целью учета международных подходов. Актуальность такого совершенствования обусловлена ​​в том числе и необходимостью реализации Концепции адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза, одобренной постановлением Кабинета Министров Украины от 16 августа 1999 г. № 1496.

Исследование законодательно-нормативной базы и практика ее применения свидетельствуют, что развитие правовых основ здравоохранения на сегодня не в полной мере отвечает потребностям формирования здорового образа жизни.

В частности, целесообразным было бы ввести в состав действующих Основ законодательства Украины о здравоохранении (или предусмотреть в будущем в отдельном специальном законе о контроле над табаком) нормы, которые должны определить право человека на свободные от табачного дыма общественные места и правовые механизмы реализации этого права. Целесообразно было бы также вернуться к внесению соответствующих изменений в Закон Украины'' О рекламе'', которые бы обеспечили полный запрет (а не только некоторые ограничения, как это имеет место сейчас) рекламы табачных изделий, а также запрет спонсорской поддержки со стороны табачной промышленности .

Актуальной является также необходимость принятия парламентом отдельного закона, который бы устанавливал специальный сбор на доходы, полученные от продажи табака и алкоголя, средства которого должны направляться на финансирование здравоохранения, прежде всего на мероприятия по борьбе с табакокурением и злоупотреблением алкоголем. Заслуживают внимания высшего законодательного органа Украины и некоторые другие стратегии, предусмотренные международными документами по определению политики борьбы с табаком и злоупотреблением алкоголем.

В сфере законодательного урегулирования мер по борьбе с болезнями, передающимися половым путем следует обратить внимание на необходимость отмены некоторых действующих норм Кодекса Украины об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Украины, которые не способствуют конфиденциальности и добровольному обращению за медицинской помощью и т.д..

Вместе с тем, не менее актуальной и найболилою проблема обеспечения выполнения требований действующего законодательства по содействию здоровью и здоровому образу жизни со стороны всех субъектов общественных отношений - органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, организаций и отдельных граждан. На сегодня достаточно широкая нормативная база, наработанная в Украине, является недостаточно эффективной из-за невыполнения действующих законов.

Одной из причин этого невыполнение является недостаточность финансирования. Например, отрасль здравоохранения в Украине в 1997 г. была профинансирована менее чем на 25% своих реальных потребностей. В целом на здравоохранение было выделено менее 3,1% валового национального продукта, что не соответствует нормам ВОЗ - если на нужды здравоохранения выделяется менее 6% ВВП, отрасль считается несостоятельной. Из-за недостатка средств на здравоохранение больные сегодня вынуждены самостоятельно обеспечивать себя лекарствами, питанием, постельным бельем, а во многих случаях и платить за предоставленные медицинские услуги. То есть на сегодня статья 19-я конституция по вине государства не работает.

Считается целесообразным, по примеру некоторых стран, принятие общегосударственного правового акта, который бы подчеркнул значимость внедрения здорового образа жизни, в комплексе привлек внимание к проблеме, определил пробелы в различных нормативно-правовых актах, способствовал их дополнению и систематизации.

В процессе обновления и реформирования законодательства Украины относительно содействия здоровому образу жизни следует учитывать различные факторы и явления, касающиеся защиты права каждого индивида на достижение максимально возможного здоровья.

Во-первых, должны быть приняты во внимание действующие миднародно-правовые стандарты по защите права человека на жизнь и обеспечение здоровья.

Во-вторых, нецелесообразно отменять те законы и нормы, права, которые выдержали проверку временем - изменения должны происходить постепенно.

В-третьих, по опыту предыдущей законотворчества новые законы достигают своей цели только при условии стабилизации экономики. В противном случае неизбежны будут бесконечные изменения и дополнения к ним.

Так, требует доработки действующая законодательная база для комплексного обеспечения деятельности по внедрению здорового образа жизни таким образом, чтобы она обеспечила эволюционный переход к новым формам и методам реализации государственной политики в сфере здравоохранения и учитывала необходимость широкой интеграции нашей страны в международную деятельность как по вопросам здравоохранения, так и по вопросам защиты прав человека.

Теги: Некоторые выводы относительно законодательного и нормативного обеспечения деятельности по формированию здорового образа жизни в мире и в Украине

Если Вам понравилась новость поделитесь с друзьями :

html-cсылка на публикацию
BB-cсылка на публикацию
Прямая ссылка на публикацию
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
ВНИМАНИЕ!!! Вся информация предоставляется исключительно с образовательной целью. Наркотики вызывают зависимость, вредят здоровью и угрожают жизни! Главной причиной алкоголизма в нашем государстве есть традиция, которая несет серьезную угрозу будущему нации. Мы против курения, алкоголя и наркотиков