Анализ нормативно-правовых актов мирового сообщества и законодательства некоторых стран Запада по содействию внедрению здорового образа жизни, а также отечественного законодательства по данной проблеме дает основания для следующих соображений.
Мировое сообщество, принимая основополагающие нормативно-правовые акты, все больше выходит из необходимости обеспечения права человека на сохранение и укрепление здоровья.
Основные идеи, которые содержат главные мировые документы по здоровья, свидетельствуют о четком осознании того, что основным путем достижения максимально возможного здоровья является впроваждення здорового образа жизни и создание благоприятной окружающей среды, понимаемой в широком смысле как социально-экономическое и физическое окружение человека. Подчеркивается, что только осознание этих истин как отдельными личностями, так и общественностью населения является необходимым, но недостаточным условием здоровья. Необходимы конкретные действия со стороны правительств по обеспечению информированности людей (Орхусская конвенция 1998 г.), установление доверительных отношений между населением и органами здравоохранения и специалистами для контроля за состоянием своего здоровья, предупреждение заболеваний и планирования здоровья (Амстердамская декларация 1994 г.), предотвращение распространения и ликвидация инфекционных заболеваний (программы иммунизации и вакцинации населения 1991 г.), борьба с распространением неинфекционных болезней (программа Синди 1987 г.); искоренение вредных привычек и уменьшения ущерба от рискованного поведения (Европейский план действий по борьбе с потреблением табака 1987 г. Законодательная стратегия для освобождения Европы от курения, Мадридская хартия по борьбе с употреблением табака 1988 г., Европейская хартия по алкоголю 1995 г.; рекомендации по осуществлению политики и стратегий ВОЗ / ЮНЭЙДС по профилактике и борьбе с болезнями, передающихся половым путем 1997 г.); инвестиции в сферу здравоохранения (реформирование системы здравоохранения) и окружающей среды, а также развитие инфраструктуры здорового образа жизни и программы контроля за ущербом (Веронская инициатива 1999 г. GMP 1991 ).
В развитых странах Запада формирования здорового образа жизни является отдельным направлением правовой деятельности.
Опыт принятия законодательно-нормативных актов странами мирового сообщества показывает также важное значение законодательного обеспечения активного участия общественности - отдельных лиц, общин и общественных организаций, внедрение принципа субсидиарности, предоставление широких возможностей местным органам власти в принятии соответствующих программ и нормативных актов.
Комплексный анализ законодательной базы Украины и сравнения ее с положениями соответствующих документов международного сообщества свидетельствуют о том, что законодательство Украины в целом соответствует основным международным стратегиям политики содействия здоровью и здоровому образу жизни.
Содействие здоровью и здоровому образу жизни определено законодательством Украины как одно из основных направлений государственной политики здравоохранения, что предполагает необходимость многосекторальные деятельности, привлечения к ней государства, общества, некоммерческих и коммерческих неправительственных организаций и индивидуумов.
Как показывает анализ, приоритеты этой деятельности в Украине в целом совпадают с приоритетами в этой сфере, определенными Основами политики достижения здоровья для всех в XXI веке в Европейском регионе.
Однако очевидно, что некоторые положения законодательства Украины, которые прямо или косвенно касающихся регулирования проблем, связанных с формированием здорового образа жизни населения, требуют определенного усовершенствования с целью учета международных подходов. Актуальность такого совершенствования обусловлена в том числе и необходимостью реализации Концепции адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза, одобренной постановлением Кабинета Министров Украины от 16 августа 1999 г. № 1496.
Исследование законодательно-нормативной базы и практика ее применения свидетельствуют, что развитие правовых основ здравоохранения на сегодня не в полной мере отвечает потребностям формирования здорового образа жизни.
В частности, целесообразным было бы ввести в состав действующих Основ законодательства Украины о здравоохранении (или предусмотреть в будущем в отдельном специальном законе о контроле над табаком) нормы, которые должны определить право человека на свободные от табачного дыма общественные места и правовые механизмы реализации этого права. Целесообразно было бы также вернуться к внесению соответствующих изменений в Закон Украины'' О рекламе'', которые бы обеспечили полный запрет (а не только некоторые ограничения, как это имеет место сейчас) рекламы табачных изделий, а также запрет спонсорской поддержки со стороны табачной промышленности .
Актуальной является также необходимость принятия парламентом отдельного закона, который бы устанавливал специальный сбор на доходы, полученные от продажи табака и алкоголя, средства которого должны направляться на финансирование здравоохранения, прежде всего на мероприятия по борьбе с табакокурением и злоупотреблением алкоголем. Заслуживают внимания высшего законодательного органа Украины и некоторые другие стратегии, предусмотренные международными документами по определению политики борьбы с табаком и злоупотреблением алкоголем.
В сфере законодательного урегулирования мер по борьбе с болезнями, передающимися половым путем следует обратить внимание на необходимость отмены некоторых действующих норм Кодекса Украины об административных правонарушениях и Уголовный кодекс Украины, которые не способствуют конфиденциальности и добровольному обращению за медицинской помощью и т.д..
Вместе с тем, не менее актуальной и найболилою проблема обеспечения выполнения требований действующего законодательства по содействию здоровью и здоровому образу жизни со стороны всех субъектов общественных отношений - органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, организаций и отдельных граждан. На сегодня достаточно широкая нормативная база, наработанная в Украине, является недостаточно эффективной из-за невыполнения действующих законов.
Одной из причин этого невыполнение является недостаточность финансирования. Например, отрасль здравоохранения в Украине в 1997 г. была профинансирована менее чем на 25% своих реальных потребностей. В целом на здравоохранение было выделено менее 3,1% валового национального продукта, что не соответствует нормам ВОЗ - если на нужды здравоохранения выделяется менее 6% ВВП, отрасль считается несостоятельной. Из-за недостатка средств на здравоохранение больные сегодня вынуждены самостоятельно обеспечивать себя лекарствами, питанием, постельным бельем, а во многих случаях и платить за предоставленные медицинские услуги. То есть на сегодня статья 19-я конституция по вине государства не работает.
Считается целесообразным, по примеру некоторых стран, принятие общегосударственного правового акта, который бы подчеркнул значимость внедрения здорового образа жизни, в комплексе привлек внимание к проблеме, определил пробелы в различных нормативно-правовых актах, способствовал их дополнению и систематизации.
В процессе обновления и реформирования законодательства Украины относительно содействия здоровому образу жизни следует учитывать различные факторы и явления, касающиеся защиты права каждого индивида на достижение максимально возможного здоровья.
Во-первых, должны быть приняты во внимание действующие миднародно-правовые стандарты по защите права человека на жизнь и обеспечение здоровья.
Во-вторых, нецелесообразно отменять те законы и нормы, права, которые выдержали проверку временем - изменения должны происходить постепенно.
В-третьих, по опыту предыдущей законотворчества новые законы достигают своей цели только при условии стабилизации экономики. В противном случае неизбежны будут бесконечные изменения и дополнения к ним.
Так, требует доработки действующая законодательная база для комплексного обеспечения деятельности по внедрению здорового образа жизни таким образом, чтобы она обеспечила эволюционный переход к новым формам и методам реализации государственной политики в сфере здравоохранения и учитывала необходимость широкой интеграции нашей страны в международную деятельность как по вопросам здравоохранения, так и по вопросам защиты прав человека.